УТЕШЕНИЕ ОБИЖЕННОМУ

 

Всякий христианин встречает в жизни тех, |кто обижает, преследует или ненавидит его. Пусть не удивляется христианин. Там, где лукавый теряет власть над душой че­ловеческой, он начинает на нее ополчаться извне — через окружающих людей.

 

Прп. Макарий Великий пишет: «Где Дух Святый, там, как тень, следуют гонения и брань». Поэтому христианин должен быть всег­да готов к испытаниям своих твердости в вере и терпения.

При этом надо помнить и следующие слова Оптинского старца Никона: «Никто и ничто не может повредить человеку, если он сам себе не повредит; кто же не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не помогут».

 

Отношение христианина к обидчикам ука­зано Христом с полной ясностью: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинаю­щих вас, благотворите ненавидящим вас и

молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Эту заповедь Господа следует дополнить следующим разъяснением праведного Иоанна Кронштадтского: «Человек, озлобленный про­тив нас, есть человек больной, надо приложить пластырь к сердцу его — любовь; надо прилас­кать его, поговорить с ним с лаской и с любовью. И если в нем не закоренелая против нас злоба, а только временная вспышка, — посмотрите, как сердце его или злоба его растает от нашей ласки и любви, как добро победит зло. Христиа­нину нужно быть всегда благим, мудрым на то, чтобы благим побеждать злое».

Сезеновский затворник Иоанн говорил так: «Если бы у вас не было врагов, то как бы могли вы войти в Царство Небесное? Мы должны быть благодарны им, как своим благодетелям. Они своим поношением даруют нам венцы».

А прп. Варсонофий Великий велит христиа­нам «принимать бьющего как греющего, бесчест-вующего как прославляющего, досаждающего как почитающего и утесняющего как успокаива­ющего. Особенно возлюби искушающих тебя. Ес­ли вникнем, то найдем, что они-то и приводят нас в преуспеяние».

О тех лицах, которые заставляют нас пере­носить скорби, и св. Марк Подвижник велит ду­мать, как об орудиях нашего спасения.

Если такие люди обличают нас, то оказыва­ют нам пользу и в отношении познания нами

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Если хочешь узнать истину о себе, — ищи ее у врагов, они тебе скажут».

По его же словам, мы приобретаем достоинство мучеников, считая наших врагов в числе благоде­телей и не прекращая молитвы за них.

А один пастырь заверяет нас, что «когда про вас говорят плохо, то говорят верно; вас хвалят — это смеются над вами. Что для вас лучше, чтобы вас предостерегали или обманывали? Чтобы к вам относились серьезно или с вами шутили?»

 

Поэтому беда для христианина, если его никто не обличает, не учит, не укоряет. И нам надо усердно молиться, чтобы Господь послал нам таких людей, и молиться за них Господу, как за наших благодетелей.

Прп. Амвросий Оптинский

 

Избранные изречения

 

Приводя слова б лаж. Диадоха, старец говорил: «Дом души — терпение, пища души — смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Любовь терпит и долго терпит, а если немно­го не дотерпит — ничего не будет: претерпевый бо до конца — той спасен будет.

Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда: «зачем» и «почему». Этого нет нигде в Писании. Там сказано напротив: ударят тебя по правой ще­ке — подставь и левую; а это вот что значит: если бьют тебя за правду, то не ропщи и подставь ле­вую, т. е. вспомни свои неправые дела и увидишь, что достоин наказания. При этом батюшка приба­вил: «Терпя потерпех.Господа, и внят ми».

«Батюшка! Научите меня терпению», — ска­зала одна сестра. «Учись, — ответил старец, — и начинай с терпения находящих и встречающих­ся неприятностей». — «Не могу понять, как мож­но не возмущаться обидами и несправедливостя­ми». Ответ старца: «Будь сама справедлива и не обижай никого».

Мир всем терпеливым, а нетерпеливым нет спасения: «Претерпевый же до конца — той спасен будет».

Батюшка говаривал: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия — буду же терпеть и я».

Помни, что плод благой стяжевается в тер­пении. Терпение же не приобретается без раз­личных скорбей и неприятных случаев, смиря­ющих возношение наше.

Старец часто приводил пословицу: «Побе­жишь от волка — нападешь на медведя». Оста­ется одно — потерпеть и подождать, внимая се­бе, и не осуждать других, и молясь Господу и Царице Небесной, да устроят о тебе полезное, якоже Им угодно. О том, за что бьют, батюшка говорил: «Одних бьют для полировки, а других для исправления».

Одной монахине, когда она жаловалась, что ее бранят, старец говорил: «Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, у нас крадет». Старец рассказывал притчу о жасмине: «Один у нас монах умел с ним (жасмином) обходиться.

 

В ноябре он его совершенно обрезает и ставит в темном месте. Зато потом растение покрывается обильно листьями и цветами. Так и с человеком бывает: нужно прежде постоять в темноте и холо­де, а потом уже будет и плода много».

Святые были, как и мы, грешные люди, но по­каялись и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова. И на чье-то замечание: «А мы все смотрим назад!» — ба­тюшка сказал: «За то и подгоняют нас розгами и бичом, т. е. скорбями да неприятностями, чтобы не оглядывались».

Тому, кто жаловался на скорби, старец гово­рил: «Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет; потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет; пото­му нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив».

 

Из писем святителя Игнатия  (Брянчанинова)

 

Не распятый — не Христов

Где бы я ни был, в уединении ли, или в обще­стве человеческом, свет и утешение изливают­ся в мою душу от креста Христова. Грех, обла­дающий всем существом моим, не престает го­ворить мне: «Сниди со креста». Увы! схожу с него, думая обрести правду вне креста, — и впадаю в душевное бедствие: волны смущения поглощают меня. Я, сошедши с креста, обрета­юсь без Христа. Как помочь бедствию? Молюсь Христу, чтоб возвел меня опять на крест. Мо­лясь, и сам стараюсь распяться, как наученный самым опытом, что не распятый — не Христов.

 

Скорби врачуют душу, приближают к Богу

 

Кого Господь возлюбит и кого восхощет из­брать для блаженной вечности, тому посылает непрестанные скорби, в особенности когда душа избираемая заражена миролюбием. Действие, производимое скорбями, подобно действию, про­изводимому ядом. Как тело, принявшее яд, уми­рает от естественной ему жизни, так и душа, вкушающая скорби, умирает для мира, для плотской жизни, родившейся из падения и со­ставляющей истинную смерть. Посему кто отка­зывается от скорбей, тот отказывается от спасе­ния: ибо Сам Господь сказал, что «не идущие за Ним с крестом своим не достойны Его», что «же­лающий спасти душу свою в веке сем погубит ее для вечности». Слова Христовы непреложны и всячески сбудутся, почему и должно распинать­ся, по слову Его, или, яснее, на кресте словес Его, хотя плоть и вопиет против распятия. Для благо­душного и мужественного перенесения скорбей должно иметь веру, т. е. веровать, что всякая скорбь приходит к нам не без попущения Божия. Если влас главы нашей не падает без воли Отца Небесного, тем более без воли Его не может случиться с нами что-либо важнейшее, нежели падение с головы волоса, далее, рождается в скорбях благодушие, когда мы предаемся воле Божией и просим, чтоб она всегда над нами со­вершалась. Также в скорбях утешает благодаре­ние, когда благодарим за все случающееся с на­ми. Напротив того, ропот, жалобы, расположение плотское, т. е. по стихиям мира, только умножа­ют скорбь и соделывают ее нестерпимою. Святой Исаак сказал, что «тот больной, который при операции сопротивляется оператору, умножает только свое мучение», почему покоримся Богу не одним словом, но и мыслию, и сердцем, и делами. Презрим мир и мнение его, потому что Спаси­тель говорит нам: «Кто постыдится словес Моих в сем роде грешном и прелюбодейном, то­го и Аз постыжусь пред Отцом Моим и ангелами Его». От угождения миру теряется дерзновение к Богу, а от презрения к миру делается христиа­нин Богу свой и со многим дерзновением обраща­ется к дому Его, веруя слову Его, как Слову Божию, а не с двоедушием, от которого ослабля­ется действие Слова Божия за неверие, сопря­женное с двоедушием.

 

О любви к врагам, искушениях

 

Если б не было поношающих, оскорбляющих и гонящих нас, то мы никогда не возмогли бы прийти в любовь ко врагам, заповеданную Еван­гелием, составляющую высшую заповедь меж­ду заповедями, данными нам по отношению к ближнему. Отсюда входим в чистоту сердечную, которой является и которою любится Бог. Но сколько плодовита эта заповедь, столько и труд­но стяжать ее. Молитесь Господу Иисусу, и Он пошлет в ваше сердце благодатное и разумное чувство, которым возлюбите врагов и обижаю­щих, как оружия правосудия Божия. Ибо Он, Сын Божий, пролил за нас, бывших врагами Его, кровь Свою, предвидя притом, что и по соверше­нии искупления редкие из нас захотят последо­вать Его всесвятой воле.

На искушение ваше, пришедшее ныне, и на те, которые впредь могут придти, не обращайте особенного внимания, а внимайте тому, чтоб ис­кушение перенесть с терпением и благодаре­нием, молясь за оскорбивших и призывая их молитвы. Бояться искупгений не должно: ибо Тот Бог, Который нам их попускает, Тот нас в них и хранит. К искушениям надо иметь распо­ложение и горячность, ибо ими изображается на душах наших крест Христов, ими предохра­няемся от пороков, ими сохраняемся в доброде­тели и при них только дается благодать.

Архимандрит Иоанн (Крсстьянкин)

 

Слово в день празднования

иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

...Мы пришли ныне почтить Царицу Небес­ную, мы поспешили сегодня под покров Радости всех скорбящих, и все мы пришли со своими скорбями, а их теперь несть числа. Здесь и наши болезни, и скорби о болезни близких наших; здесь и неимоверная сердечная туга, грех ради наших тяготящая нас, и скорби общественные, и все мы, сюда пришедшие, находимся в ярме жизненных страданий. А теперь еще снова, как некогда, бурные волны вздымаются на саму ос­нову жизни нашей — на Святую Церковь.

И многие так часто, те^ряя надежду на Бога и Матерь Божию, дойдя до изнеможения, задают вопрос: «Почему, зачем она — эта бесконечно прискорбная жизнь, жизнь-страдание?»

Рождается человек с воплем в страданиях, и страдает всю жизнь, и умирает в страданиях?

Вопрос этот совсем непраздный, ибо встает он пред всеми людьми, и ответ на него они по­лучают из самой жизни и жизнью. Ответ на него зависит от одного существенного момен­та, а именно: «Како верует человек?»

Люди, не просвещенные светом Евангель­ского учения, испытав жизнь с ее преврат­ностями и будто бы бессмыслицей чередования радостей и скорбей, начинают считать лучшим жребием на земле совсем не родиться и не ви­деть солнечного света, ибо для них жизнь — «дар случайный, дар напрасный».

Тогда живи одним днем, ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем. И не так редки в безбожном мире случаи самовольного, дерзкого прекра­щения своей жизни.

Но блажен тот, кому Свет Христова учения озаряет сгущающуюся тьму жизни, и кого крепкая десница Божия ведет по неведомому пути, и кого покров Царицы Небесной укрывает надежнее всякой другой защиты. Ибо именно им открывает Господь великий смысл жизнен­ных скорбей, которые, как лествица, ведут че­ловека к духовному возрастанию, а с ними и к блаженству в Боге.

Я не устану вам повторять слова святых от­цов, прошедших суровую школу скорбей и поз­навших покой и радость в Боге, слова их, в ко­торых стержень нашей крепости, чтобы мы не поколебались.

«На земле нет ничего невозглавленного, по­тому что начало всему — Бог».

Вот в чем наша надежда и крепость — в не­поколебимой уверенности, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но все, что проис­ходит, или по Его воле, или по Его попуще­нию, именно все доброе совершается по Его воле и Его действием; противное же бывает только по Его попущению, когда покровитель­ство Божие оставляет нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранство­вать над нами диаволу или бесчестным плотс­ким страстям.

Так вот в чем причина бедствий, нашедших на нас. Мы стали слепы и глухи. Мы ожесточен- | ным сердцем готовы обвинить любого и каждо­го, забывая, что только личный грех искажает жизнь именно нашу. Бог же всегда желает, что­бы истина торжествовала. И Он повелел Церк­ви возвещать ее миру.

И наше дело — слышать голос Церкви, голос Истины. Но вот и в Церкви скорби, и в Церкви нестро­ения, и в ней обстоятельства складываются так, что мы готовы усомниться в Истинах, Цер­ковью возвещаемых, и даже в Самом Боге.

Но именно в такие трудные моменты мы с вами должны твердо знать, что Бог есть лю­бовь, благо, и все Им посылается для нашей пользы, а вот самого способа, которым это де­лает Господь, исследовать нельзя и нельзя унывать, нельзя роптать, когда не можем по­нять, что происходит. Именно в таких обстоя­тельствах являет человек подвиг веры и венча­ется спасением.

Скорбно, тяжко и недоумение на сердце в скорбные минуты, и именно в это время как раз надо бежать нам в сердце свое — не оно ли причина туги — мое, восстающее на Промысел Божий сердце, требующее у Бога отчета — почему это происходит так, а не иначе.

Нам бы следовало напечатлеть на сердце своем единственное знание: что бы ни делал Господь, Он делает для нашей пользы, и мы все должны принимать с благодарностью, как от Благодетеля и благого Владыки, хотя бы то бы­ло и скорбное. Так делали Божий люди во все времена, этим они проходили тяготы жизнен­ного пути.

И сколько раз в истории Церкви бурный ветер поднимался против нее. Сколько раз верующие чувствовали на себе это! Так, в первые века христианства юная Христова Церковь, казалось, неминуемо должна была погибнуть. Враги Христовы ополчались на нее с младенческого ее возраста. Христиан изби­вали, храмы разрушали, священные книги сжигали.

Но нет, тогда Церковь выжила, совсем еще малочисленная, но сильная Духом.

И сколько раз в другие, более поздние вре­мена руки кесарей, волны лжеименного разу­ма восставали на Церковь — на источник жизни. И не в столь отдаленные от нас време­на — 70 лет тому назад вынашивались ковар­ные планы уничтожения Церкви.

«Мы должны дать самое решительное и беспощадное сражение духовенству и пода­вить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение несколь­ких десятилетий».

Даже после такой программы, проведенной в жизнь, выжила Церковь, хотя, действительно, не забудет тех, кто положил души свои за нас, за нашу Церковь, за Истину. Но когда страш­ное гонение на Церковь только начиналось, пророчески прозвучали слова одного из иерар­хов Святой нашей Церкви, тогда митрополита, Сергия Страгородского (позднее Святейшего Патриарха): «Да, Российская Империя может быть сметена надвигающимися событиями, но Церковь погибнуть не может». Пророчество сбылось.

Но почему же, почему Бог допускает, чтобы Его дело так посрамлялось (три епископа оста­лись перед войной в России). Почему же Господь, будучи Владыкой при­роды, не предупреждает бури, не усмиряет ее в самом начале?

Священное Писание в известной мере объ­ясняет это: в суровой школе воспитываются души.

«Где вера ваша?» — спрашивает Христос ис­пуганных бурей Своих учеников. «Где вера ва­ша?» — спрашивает Он и нас. Внешние пора­жения — суть наше торжество, и страдания Церкви являются условием ее возрождения и спасения.

Господь учит нас не ожидать торжества Евангелия от внешних причин, но для того Он поместил сокровище Евангелия в глиняные со­суды, чтобы все ясно видели, что «сила Божия в немощи совершается».

Все земные власти могут соединиться про­тив христианства, глиняные сосуды могут быть разбиты, но их содержимое никак не может быть окончательно и без следа уничтожено: Истина все так же будет сиять на земле.

Бог в потребную минуту придет на помощь, не даст до конца погибнуть.

Помните, что когда мы боремся с волнами в бурном житейском море, Господь ходатайству­ет за нас, Матерь Божия покрывает нас, ибо Они с нами «во все дни до скончания века».

Правда, иногда помощь Божия приходит не сразу. Учитель медлит.

В этом заключается высшее испытание ве­ры. Не раз во всемирной истории Бог заставлял

Своих преданнейших и вернейших служите­лей испивать, казалось, до дна чашу испыта­ний — земных несчастий, а затем отзывал их из мира после страшного мученичества. Это со­вершенные люди, и они очищались, как золото в горниле.

Будем же помнить, други наши, что испыта­ния посылаются для нашей пользы и что выше меры сил Господь никому не попустит иску­ситься. Если Бог медлит Своею помощью — по­дождем ее! Если ветер усиливается и ночь сгу­щается,— то противоставим «видению» свою твердую «веру»; настоящим делам — дела гря­дущие; вечеру, кончающемуся в слезах,— за­рю утешения; несправедливости, гнетущей нас,— восстановление Истины, которое будет неизбежно и навечно; царству беззакония, име­ющему конец,— Царство Божие, которому не 1 будет конца и в котором Господь «отымет вся­кую слезу от очей наших»!

А Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения. Она, по сло­вам святителя Иоанна Златоуста,— первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее.

Так будет всегда — до последнего часа, до последнего мгновения жизни мира.

И наше верующее и знающее великую силу ходатайства  Матери  Божией  сердце  пусть

всегда будет у ног Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, с глубоким покаянием во всех испытаниях и в минуты пла­ча о грехах.

И Она, Радость всех скорбящих, наша Не­бесная Мать, простирая Свой Державный Пок­ров, заступит, спасет и помилует всех нас. Аминь.

 

6 ноября (24 октября) 1990 г.