УТЕШЕНИЕ ОБИЖЕННОМУ
Всякий христианин встречает в жизни тех, |кто обижает, преследует или ненавидит его. Пусть не удивляется христианин. Там, где лукавый теряет власть над душой человеческой, он начинает на нее ополчаться извне — через окружающих людей.
Прп. Макарий Великий пишет: «Где Дух Святый, там, как тень, следуют гонения и брань». Поэтому христианин должен быть всегда готов к испытаниям своих твердости в вере и терпения.
При этом надо помнить и следующие слова Оптинского старца Никона: «Никто и ничто не может повредить человеку, если он сам себе не повредит; кто же не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не помогут».
Отношение христианина к обидчикам указано Христом с полной ясностью: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и
молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
Эту заповедь Господа следует дополнить следующим разъяснением праведного Иоанна Кронштадтского: «Человек, озлобленный против нас, есть человек больной, надо приложить пластырь к сердцу его — любовь; надо приласкать его, поговорить с ним с лаской и с любовью. И если в нем не закоренелая против нас злоба, а только временная вспышка, — посмотрите, как сердце его или злоба его растает от нашей ласки и любви, как добро победит зло. Христианину нужно быть всегда благим, мудрым на то, чтобы благим побеждать злое».
Сезеновский затворник Иоанн говорил так: «Если бы у вас не было врагов, то как бы могли вы войти в Царство Небесное? Мы должны быть благодарны им, как своим благодетелям. Они своим поношением даруют нам венцы».
А прп. Варсонофий Великий велит христианам «принимать бьющего как греющего, бесчест-вующего как прославляющего, досаждающего как почитающего и утесняющего как успокаивающего. Особенно возлюби искушающих тебя. Если вникнем, то найдем, что они-то и приводят нас в преуспеяние».
О тех лицах, которые заставляют нас переносить скорби, и св. Марк Подвижник велит думать, как об орудиях нашего спасения.
Если такие люди обличают нас, то оказывают нам пользу и в отношении познания нами
Св. Иоанн Златоуст говорит: «Если хочешь узнать истину о себе, — ищи ее у врагов, они тебе скажут».
По его же словам, мы приобретаем достоинство мучеников, считая наших врагов в числе благодетелей и не прекращая молитвы за них.
А один пастырь заверяет нас, что «когда про вас говорят плохо, то говорят верно; вас хвалят — это смеются над вами. Что для вас лучше, чтобы вас предостерегали или обманывали? Чтобы к вам относились серьезно или с вами шутили?»
Поэтому беда для христианина, если его никто не обличает, не учит, не укоряет. И нам надо усердно молиться, чтобы Господь послал нам таких людей, и молиться за них Господу, как за наших благодетелей.
Прп. Амвросий Оптинский
Избранные изречения
Приводя слова б лаж. Диадоха, старец говорил: «Дом души — терпение, пища души — смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».
Любовь терпит и долго терпит, а если немного не дотерпит — ничего не будет: претерпевый бо до конца — той спасен будет.
Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда: «зачем» и «почему». Этого нет нигде в Писании. Там сказано напротив: ударят тебя по правой щеке — подставь и левую; а это вот что значит: если бьют тебя за правду, то не ропщи и подставь левую, т. е. вспомни свои неправые дела и увидишь, что достоин наказания. При этом батюшка прибавил: «Терпя потерпех.Господа, и внят ми».
«Батюшка! Научите меня терпению», — сказала одна сестра. «Учись, — ответил старец, — и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей». — «Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями». Ответ старца: «Будь сама справедлива и не обижай никого».
Мир всем терпеливым, а нетерпеливым нет спасения: «Претерпевый же до конца — той спасен будет».
Батюшка говаривал: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия — буду же терпеть и я».
Помни, что плод благой стяжевается в терпении. Терпение же не приобретается без различных скорбей и неприятных случаев, смиряющих возношение наше.
Старец часто приводил пословицу: «Побежишь от волка — нападешь на медведя». Остается одно — потерпеть и подождать, внимая себе, и не осуждать других, и молясь Господу и Царице Небесной, да устроят о тебе полезное, якоже Им угодно. О том, за что бьют, батюшка говорил: «Одних бьют для полировки, а других для исправления».
Одной монахине, когда она жаловалась, что ее бранят, старец говорил: «Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, у нас крадет». Старец рассказывал притчу о жасмине: «Один у нас монах умел с ним (жасмином) обходиться.
В ноябре он его совершенно обрезает и ставит в темном месте. Зато потом растение покрывается обильно листьями и цветами. Так и с человеком бывает: нужно прежде постоять в темноте и холоде, а потом уже будет и плода много».
Святые были, как и мы, грешные люди, но покаялись и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова. И на чье-то замечание: «А мы все смотрим назад!» — батюшка сказал: «За то и подгоняют нас розгами и бичом, т. е. скорбями да неприятностями, чтобы не оглядывались».
Тому, кто жаловался на скорби, старец говорил: «Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет; потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет; потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив».
Из писем святителя Игнатия (Брянчанинова)
Не распятый — не Христов
Где бы я ни был, в уединении ли, или в обществе человеческом, свет и утешение изливаются в мою душу от креста Христова. Грех, обладающий всем существом моим, не престает говорить мне: «Сниди со креста». Увы! схожу с него, думая обрести правду вне креста, — и впадаю в душевное бедствие: волны смущения поглощают меня. Я, сошедши с креста, обретаюсь без Христа. Как помочь бедствию? Молюсь Христу, чтоб возвел меня опять на крест. Молясь, и сам стараюсь распяться, как наученный самым опытом, что не распятый — не Христов.
Скорби врачуют душу, приближают к Богу
Кого Господь возлюбит и кого восхощет избрать для блаженной вечности, тому посылает непрестанные скорби, в особенности когда душа избираемая заражена миролюбием. Действие, производимое скорбями, подобно действию, производимому ядом. Как тело, принявшее яд, умирает от естественной ему жизни, так и душа, вкушающая скорби, умирает для мира, для плотской жизни, родившейся из падения и составляющей истинную смерть. Посему кто отказывается от скорбей, тот отказывается от спасения: ибо Сам Господь сказал, что «не идущие за Ним с крестом своим не достойны Его», что «желающий спасти душу свою в веке сем погубит ее для вечности». Слова Христовы непреложны и всячески сбудутся, почему и должно распинаться, по слову Его, или, яснее, на кресте словес Его, хотя плоть и вопиет против распятия. Для благодушного и мужественного перенесения скорбей должно иметь веру, т. е. веровать, что всякая скорбь приходит к нам не без попущения Божия. Если влас главы нашей не падает без воли Отца Небесного, тем более без воли Его не может случиться с нами что-либо важнейшее, нежели падение с головы волоса, далее, рождается в скорбях благодушие, когда мы предаемся воле Божией и просим, чтоб она всегда над нами совершалась. Также в скорбях утешает благодарение, когда благодарим за все случающееся с нами. Напротив того, ропот, жалобы, расположение плотское, т. е. по стихиям мира, только умножают скорбь и соделывают ее нестерпимою. Святой Исаак сказал, что «тот больной, который при операции сопротивляется оператору, умножает только свое мучение», почему покоримся Богу не одним словом, но и мыслию, и сердцем, и делами. Презрим мир и мнение его, потому что Спаситель говорит нам: «Кто постыдится словес Моих в сем роде грешном и прелюбодейном, того и Аз постыжусь пред Отцом Моим и ангелами Его». От угождения миру теряется дерзновение к Богу, а от презрения к миру делается христианин Богу свой и со многим дерзновением обращается к дому Его, веруя слову Его, как Слову Божию, а не с двоедушием, от которого ослабляется действие Слова Божия за неверие, сопряженное с двоедушием.
О любви к врагам, искушениях
Если б не было поношающих, оскорбляющих и гонящих нас, то мы никогда не возмогли бы прийти в любовь ко врагам, заповеданную Евангелием, составляющую высшую заповедь между заповедями, данными нам по отношению к ближнему. Отсюда входим в чистоту сердечную, которой является и которою любится Бог. Но сколько плодовита эта заповедь, столько и трудно стяжать ее. Молитесь Господу Иисусу, и Он пошлет в ваше сердце благодатное и разумное чувство, которым возлюбите врагов и обижающих, как оружия правосудия Божия. Ибо Он, Сын Божий, пролил за нас, бывших врагами Его, кровь Свою, предвидя притом, что и по совершении искупления редкие из нас захотят последовать Его всесвятой воле.
На искушение ваше, пришедшее ныне, и на те, которые впредь могут придти, не обращайте особенного внимания, а внимайте тому, чтоб искушение перенесть с терпением и благодарением, молясь за оскорбивших и призывая их молитвы. Бояться искупгений не должно: ибо Тот Бог, Который нам их попускает, Тот нас в них и хранит. К искушениям надо иметь расположение и горячность, ибо ими изображается на душах наших крест Христов, ими предохраняемся от пороков, ими сохраняемся в добродетели и при них только дается благодать.
Архимандрит Иоанн (Крсстьянкин)
Слово в день празднования
иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
...Мы пришли ныне почтить Царицу Небесную, мы поспешили сегодня под покров Радости всех скорбящих, и все мы пришли со своими скорбями, а их теперь несть числа. Здесь и наши болезни, и скорби о болезни близких наших; здесь и неимоверная сердечная туга, грех ради наших тяготящая нас, и скорби общественные, и все мы, сюда пришедшие, находимся в ярме жизненных страданий. А теперь еще снова, как некогда, бурные волны вздымаются на саму основу жизни нашей — на Святую Церковь.
И многие так часто, те^ряя надежду на Бога и Матерь Божию, дойдя до изнеможения, задают вопрос: «Почему, зачем она — эта бесконечно прискорбная жизнь, жизнь-страдание?»
Рождается человек с воплем в страданиях, и страдает всю жизнь, и умирает в страданиях?
Вопрос этот совсем непраздный, ибо встает он пред всеми людьми, и ответ на него они получают из самой жизни и жизнью. Ответ на него зависит от одного существенного момента, а именно: «Како верует человек?»
Люди, не просвещенные светом Евангельского учения, испытав жизнь с ее превратностями и будто бы бессмыслицей чередования радостей и скорбей, начинают считать лучшим жребием на земле совсем не родиться и не видеть солнечного света, ибо для них жизнь — «дар случайный, дар напрасный».
Тогда живи одним днем, ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем. И не так редки в безбожном мире случаи самовольного, дерзкого прекращения своей жизни.
Но блажен тот, кому Свет Христова учения озаряет сгущающуюся тьму жизни, и кого крепкая десница Божия ведет по неведомому пути, и кого покров Царицы Небесной укрывает надежнее всякой другой защиты. Ибо именно им открывает Господь великий смысл жизненных скорбей, которые, как лествица, ведут человека к духовному возрастанию, а с ними и к блаженству в Боге.
Я не устану вам повторять слова святых отцов, прошедших суровую школу скорбей и познавших покой и радость в Боге, слова их, в которых стержень нашей крепости, чтобы мы не поколебались.
«На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему — Бог».
Вот в чем наша надежда и крепость — в непоколебимой уверенности, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но все, что происходит, или по Его воле, или по Его попущению, именно все доброе совершается по Его воле и Его действием; противное же бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие оставляет нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранствовать над нами диаволу или бесчестным плотским страстям.
Так вот в чем причина бедствий, нашедших на нас. Мы стали слепы и глухи. Мы ожесточен- | ным сердцем готовы обвинить любого и каждого, забывая, что только личный грех искажает жизнь именно нашу. Бог же всегда желает, чтобы истина торжествовала. И Он повелел Церкви возвещать ее миру.
И наше дело — слышать голос Церкви, голос Истины. Но вот и в Церкви скорби, и в Церкви нестроения, и в ней обстоятельства складываются так, что мы готовы усомниться в Истинах, Церковью возвещаемых, и даже в Самом Боге.
Но именно в такие трудные моменты мы с вами должны твердо знать, что Бог есть любовь, благо, и все Им посылается для нашей пользы, а вот самого способа, которым это делает Господь, исследовать нельзя и нельзя унывать, нельзя роптать, когда не можем понять, что происходит. Именно в таких обстоятельствах являет человек подвиг веры и венчается спасением.
Скорбно, тяжко и недоумение на сердце в скорбные минуты, и именно в это время как раз надо бежать нам в сердце свое — не оно ли причина туги — мое, восстающее на Промысел Божий сердце, требующее у Бога отчета — почему это происходит так, а не иначе.
Нам бы следовало напечатлеть на сердце своем единственное знание: что бы ни делал Господь, Он делает для нашей пользы, и мы все должны принимать с благодарностью, как от Благодетеля и благого Владыки, хотя бы то было и скорбное. Так делали Божий люди во все времена, этим они проходили тяготы жизненного пути.
И сколько раз в истории Церкви бурный ветер поднимался против нее. Сколько раз верующие чувствовали на себе это! Так, в первые века христианства юная Христова Церковь, казалось, неминуемо должна была погибнуть. Враги Христовы ополчались на нее с младенческого ее возраста. Христиан избивали, храмы разрушали, священные книги сжигали.
Но нет, тогда Церковь выжила, совсем еще малочисленная, но сильная Духом.
И сколько раз в другие, более поздние времена руки кесарей, волны лжеименного разума восставали на Церковь — на источник жизни. И не в столь отдаленные от нас времена — 70 лет тому назад вынашивались коварные планы уничтожения Церкви.
«Мы должны дать самое решительное и беспощадное сражение духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».
Даже после такой программы, проведенной в жизнь, выжила Церковь, хотя, действительно, не забудет тех, кто положил души свои за нас, за нашу Церковь, за Истину. Но когда страшное гонение на Церковь только начиналось, пророчески прозвучали слова одного из иерархов Святой нашей Церкви, тогда митрополита, Сергия Страгородского (позднее Святейшего Патриарха): «Да, Российская Империя может быть сметена надвигающимися событиями, но Церковь погибнуть не может». Пророчество сбылось.
Но почему же, почему Бог допускает, чтобы Его дело так посрамлялось (три епископа остались перед войной в России). Почему же Господь, будучи Владыкой природы, не предупреждает бури, не усмиряет ее в самом начале?
Священное Писание в известной мере объясняет это: в суровой школе воспитываются души.
«Где вера ваша?» — спрашивает Христос испуганных бурей Своих учеников. «Где вера ваша?» — спрашивает Он и нас. Внешние поражения — суть наше торжество, и страдания Церкви являются условием ее возрождения и спасения.
Господь учит нас не ожидать торжества Евангелия от внешних причин, но для того Он поместил сокровище Евангелия в глиняные сосуды, чтобы все ясно видели, что «сила Божия в немощи совершается».
Все земные власти могут соединиться против христианства, глиняные сосуды могут быть разбиты, но их содержимое никак не может быть окончательно и без следа уничтожено: Истина все так же будет сиять на земле.
Бог в потребную минуту придет на помощь, не даст до конца погибнуть.
Помните, что когда мы боремся с волнами в бурном житейском море, Господь ходатайствует за нас, Матерь Божия покрывает нас, ибо Они с нами «во все дни до скончания века».
Правда, иногда помощь Божия приходит не сразу. Учитель медлит.
В этом заключается высшее испытание веры. Не раз во всемирной истории Бог заставлял
Своих преданнейших и вернейших служителей испивать, казалось, до дна чашу испытаний — земных несчастий, а затем отзывал их из мира после страшного мученичества. Это совершенные люди, и они очищались, как золото в горниле.
Будем же помнить, други наши, что испытания посылаются для нашей пользы и что выше меры сил Господь никому не попустит искуситься. Если Бог медлит Своею помощью — подождем ее! Если ветер усиливается и ночь сгущается,— то противоставим «видению» свою твердую «веру»; настоящим делам — дела грядущие; вечеру, кончающемуся в слезах,— зарю утешения; несправедливости, гнетущей нас,— восстановление Истины, которое будет неизбежно и навечно; царству беззакония, имеющему конец,— Царство Божие, которому не 1 будет конца и в котором Господь «отымет всякую слезу от очей наших»!
А Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения. Она, по словам святителя Иоанна Златоуста,— первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее.
Так будет всегда — до последнего часа, до последнего мгновения жизни мира.
И наше верующее и знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть
всегда будет у ног Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, с глубоким покаянием во всех испытаниях и в минуты плача о грехах.
И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой Державный Покров, заступит, спасет и помилует всех нас. Аминь.
6 ноября (24 октября) 1990 г.