ПРИЧИНЫ СКОРБЕЙ

 

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое...

Рим. 2, 9

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.

Деян. 14, 22

 

После грехопадения жизнь человеческая наполнилась трудом, болезнями и страданиями.Есть много причин, по которым нам посылаются скорби. При этом никогда нельзя думать, что посылаемые страдания, несчастья и беды могут идти от людей: все они даются нам Господом Богом, как беспредельно милостивым, так и беспредельно премудрым.Нужно уметь разбираться в своих страданиях. Они имеют много видов, причин и целей. Помимо страданий, посылаемых Богом, бывают и самопроизвольные страдания.Скорби и страдания могут поражать и тело, и душу, и дух. Тело они удручают болезнями, голодом, холодом, непосильным трудом и скудостью во всем необходимом. Душу они поражают печалью,, сердечной тоской, страданием от заключения, от разлуки и т. п. Наконец, дух может испытывать мучения совести, сострадать горю близких, печалиться об их согрешениях и т. д.


Одной из основных причин посылаемых нам страданий является наша греховность. В этом случае страдания посылаются нам как сред¬ство, противодействующее тому вреду, который приносится душе нашей грехом и наличием в ней страстей и пристрастий.

Как пишет о. Иоанн Кронштадтский: «Пока в нас страсти будут действовать, пока ветхий че¬ловек в нас будет жить и не умрет, до тех пор нам придется много скорбеть от различных искушений в жизни, от борьбы ветхого человека с новым».

 

Страдание можно рассматривать как духовное лекарство от греховного вреда. Страдание (например, в форме болезни) часто приостанавливает действие греха: «страдающий плотию перестает грешить», — пишет ап. Петр (1 Пет. 4, 1).


Страдание за грех есть голос Божий, вразумление грешащему человеку: это удар по руке, творящей беззаконие.


Вместе с тем страдания смягчают вину греха — уравновешивают в какой-то мере вину по закону возмездия и справедливости.

 

Отсюда очевидно, что страдающих в этом мире, вообще говоря, ожидает более благоприятная участь в будущем веке, чем живущих легкой жизнью. Об этом говорит и Сам Господь в притче о богатом и Лазаре (Лк. 16, 19-31).


Поэтому надо более печалиться о тех, кто имеет здесь полное житейское благополучие, довольство, комфорт и ведет рассеянную жизнь, и — менее за тех, кто идет здесь тяжким путем нужды и страданий.


Может быть, возникает сомнение в необходимости страданий как искупительного факто-ра, если Жертва Христа достаточна, чтобы покрыть вину грехов всего мира?


Действительно, спасение от Господа дается «даром» (Рим. 3, 24). Но оно дается тем, кто по своему произволению ищет его, и не спасет всех людей как бы автоматически.


И если человек не идет еердцем ко Христу за помощью и за прощением грехов и живет рассеянной жизнью, не обращая внимания на за¬поведи Божий, то его не спасет искупительная жертва Спасителя: он сам как бы отказывается от нее, отказывается от предлагаемого лекарства и не получает оставления грехов, пренебрегая таинством покаяния.

Об этом так пишет ап. Павел колоссянам: «Вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования» (Кол. 1, 21-23).

Как видно отсюда, сила искупления рас¬пространяется на нас лишь при условии нашей «непоколебимости в вере и надежде благовествования».


А так как мы все недостаточно внимательны к своим грехам, не ищем и не пользуемся в полной мере таинством покаяния, то и всем нам нужно страдание для смягчения последствий нашего греха.


Вот почему о необходимости христианину страданий и скорбей говорили и Господь — «в мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33), и апостолы, и все святые отцы: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», — говорил апостол Павел (Деян. 14, 22).

«Нет скорбей, нет и спасения», — говорил прп. Серафим. А преп. Симеон Новый Богослов учит: «Как одежду, измаранную грязью и всю оскверненную какой-либо нечистотой, невозможно очистить, если не мыть в воде и не стирать ее долго, гак и ризу душевную, оскверненную тиною и гноем греховных страстей, иначе отмыть нельзя, как только многими слезами и перенесением искушений и скорбей».


По словам свт. Иоанна Златоустого, для христианина имеется три степени для спасения: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби. А кто же может сказать, что он кается достаточно усердно?


Отсюда путь избавления от страданий за свои грехи есть покаяние. Сила покаяния должна быть соразмерна степени греха.


Покаяние как произвольное страдание (самолюбия при исповеди) примиряет с Богом и снимает непроизвольное страдание. Если же нет достаточного сознания греха, нет силы нести деятельное, глубокое покаяние, то надо в смирении принимать посылаемые страдания и благодарить за них, как за милость, как за признак заботы о нас Бога.


Старец Варсонофий Оптинский говорил: «Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промыш-ления о человеке.


Вот почему страдания и несчастья люди духовные называют «посещением Божиим». А когда грешник живет легкой, спокойной жизнью, они видят в этом оставление Богом человека, которому грозит страшная участь в загробной жизни.


Как часто страждущие души просят у Господа о прекращении страданий!

Но о том ли надо просить? Не грех ли живет в основе страданий? И если бы он был устранен искренним покаянием, то устранилось бы и страдание.


Когда к Господу принесли расслабленного, то Он прежде всего простил ему грехи и потом уже, как следствие прощения, даровал и исцеление (Мф. 9, 2-8). В другом случае страдания посылаются не за грех, а чтобы предохранить

 

от греха или направить христианина от легкой и рассеянной жизни на жизнь сосредоточенную и жизнь в Боге. В таких случаях посылает¬ся длительная болезнь, ссылка, заточение и т. п. Это совершенно изменяет жизнь, дает человеку возможность задуматься о ней, для некоторых — побыть в уединении.


Подобные страдальцы, которые вначале тяжело переносили изменение своей судьбы, впоследствии горячо благодарили Господа за посланную им некогда тяжелую перемену в жизни (см., например, жизнеописания схимонахини Нектарии, князя Меншикова и др.).

Про третью причину посылаемых людям страданий так говорит прп. Макарий Великий: «Бог знает немощь человеческую, что человек скоро превозносится; поэтому останавливает его и попускает ему быть в непрестанном упражнении и волнении... Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал ты смиренным и ревностнее взыскал Бога».


О том же пишет епископ Вениамин Милов: «Скорби глубоко смиряют человеческую гордыню и выбивают у человека опоры себялюбия и надмения. Много пострадавший перестает грешить. Он чувствует свое ничтожество и невольно ищет утверждения своего в силе Божи-ей и раскрывает молитвою себя для принятия благодати от Бога.


Скорбь переплавляет человеческое настроение из греховного, самозамкнутого в святое и открытое к Богу и возвращает всякого грешного блудного сына в Отчий Божий дом».

В четвертом случае христиане испытываются в вере и праведности.


Как пишет прп. Варсонуфий Великий: «Муж, не испытанный искушениями, неискусен».

Адам после создания был первое время безгрешен и, как чистый сердцем, видел Бога и беседовал с Ним. «Блаженны чистые сердцем — ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Но мы знаем, что он не был тверд в добродетели и впал в грех.


Дети также первое время бывают чисты сердцем, но затем все бывают подвержены греху. Поэтому одна чистота сердца, без испытания ее прочности, не имеет полной ценности. Вот почему в мире допущены Богом соблазны. Господь и говорит: «ибо надобно придти соблазнам» (Мф. 18, 7).


Прп. Антоний Великий пишет: «Никто без искушений не может войти в Царство Небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся».


О том же так свидетельствует схиархимандрит Софроний: «Путь человека к Богу ис-полнен великих борений. Дух подвижника, стремящегося к вечной божественной любви, чтобы стать воистину разумным и способным к этой любви, неизбежно проходит через долгий ряд испытаний».


Как пишет игумен Иоанн: «Земная жизнь не есть ли одно испытание? Это непрерывный ряд испытаний, экзаменов нашей любви к Богу и к человеку, нашей веры, нашей чистоты, нашей правды — растворенности в воле Божией, согармоничности Царству Божьему». И только те, кто испытан в соблазнах, кто имел духовную силу преодолеть их (хотя бы и не сразу), те могут счи¬таться достигшими духовной зрелости».


Как пишет о. Иоанн Кронштадтский: «Многоразличные греховные привязанности сердца нашего Господь испытывает различным образом: иного (скупого) испытывает потерею денег или какой-либо части из собственности, попускает ворам обкрадывать; иного — пожаром; иного — напрасными издержками по неудавшимся делам; иного — болезнями и издержками на врачей; иного — потерею близких; иного — бесчестием.


Всех испытывает всячески, да откроются в каждом его слабые, болезненные стороны серд¬ца и научится каждый исправлять себя. Весьма у многих душу проходит оружие, чтобы откры¬лись помышления их сердец.


Потому какой бы ни случился убыток из твоего имения, верь, что на то есть воля Господня и говори: Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно (Иов. 1, 21).

"Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться", — говорит Господь в Откровении (3, 18).


Ап. Петр пишет: "О сем радуйтесь, поскор¬бев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота" (1 Пет. 1, 6-7).

 

Один инок изнемогал в сильной борьбе с искушениями. Его старец спросил его: "Хочешь ли, я помолюсь Господу, чтобы было снято с тебя искушение?" — "Нет, отче, — отвечал мудрый инок, — помолись лишь о том, чтобы Господь укрепил меня в борьбе с искушением. Если же оно будет снято с меня, то я не получу той духовной пользы, которую я вижу в моей борьбе"».

Пятой причиной страданий может явиться невыполнение человеком Божьего призыва, уклонение от того пути или поручения, которые предназначены человеку от Бога. Это страдание пророка Ионы во чреве кита. Кончаются эти страдания тогда, когда христианин поймет, что требует от него Господь и в чем состоит его уклонение от предназначенного ему пути.


Эти страдания часто посылаются к избранникам Божиим, когда они вступают на путь, не предназначенный для них Богом. Посылаются они им и тогда, когда у них появляется пристрастие и увлечение чем-либо земным или наблюдается ослабление в них огня ревности, угасание любви к Богу, отход от начатого служения.


Все эти страдания кончаются, когда христианин оставляет пристрастие, возвращается на прежний путь служения или снова возгорается огнем духовной ревности.


По мнению старца Амвросия Оптинского, «когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».