Церковные записки
Наша беда, — говорит проф. Московской Духовной академии А.И. Осипов («Посмертная жизнь души»), — состоит в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки, свечи и т. д. Хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда. … Если у меня много денег — так хоть во все монастыри пошлю, в храмы, всем батюшкам и матушкам! И это называется — я помолился. Там кто-то вместо меня помолится, а я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого (!) родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и проч., понудить себя к исповеди и Причащению, к чтению Слова Божия, Святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным и т. д. Мы ведем себя как типичные язычники, в результате чего все дары наши в монастыри и храмы оказываются бесплодными».
Внимание: Подача записок об упокоении\отпевании живому человеку ни каким образом ему не вредит. Вредит человеку хождение по бабкам, гадалкам, экстрасенсам и целителям, т.е. слугам сатаны
Записка «О Здравии»
Подается с просьбой совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете здоровья, спасения и
благоденствия.
Записка «Об Упокоении»
Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.
О ком можно подавать записки?
О ком нельзя подавать записки?
Церковь не поминает следующих людей:
Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
Возможное поминовение самоубийц дома:
Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса:
Порядок написания имен в поминальных записках:
Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа ….,
протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея –
игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона
…., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона ….,
иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника
(послушницы) ….; чтеца ….;
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
• младенца (младеницы) …. – это
ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это
ребенок от 7 до 14 лет;
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете спасения всем без исключения, православным христианам, имена которых вы могли забыть, или не знать.
В какой период службы лучше всего подавать записки?
Дополнительная информация, которую не следует указывать в записках:
• фамилии и отчества,
• звания и титулы,
• степени вашего родства;
• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего –
(путеш.);
• заключенного – (закл.);
• заблудшего – (забл.);
• страждущего – (стражд.);
• озлобленного – (озлоб.);
• учащегося – (учащ.);
• скорбящего – (скорб.);
• беременной (непраздной) –
(непразд.).
Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках:
• новопреставленный — усопший в
течение 40 дней после кончины;
• приснопамятный (достойный
всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего.
Сроки записок о поминовении в нашем Храме?
В нашем Храме вы можете подать записку:
Какова дальнейшая судьба записок, после прочтения их священником?
Вечером все прочтенные за день записки сжигаются.
Записки подаются для поминовения:
• «О Здравии»,
• «Об упокоении»;
• «О Здравии»:
— за путешествующих или тяжко болящих членов
прихода,
— когда хотят помолиться об успешном совершении благого дела.
• «Об упокоении»:
— только о новопреставленных и только на
заупокойной
литургии;
— в воскресные дни, в праздники, предпразднества и попразднества в день памяти святого или праздник, когда служится полиелей или славословная служба, поминовение усопших «на сугубой»
не совершается;
Краткое описание поминовения на проскомидии:
• «Агничная» частица служит для
Причащения;
• «Богородичная», вынимается в
честь Божией Матери и кладется по левую сторону от Агнца;
• «Девятичинные» частицы,
вынимаются в честь
святых:
— Иоанна Крестителя,
— пророков,
— апостолов,
— святителей,
— мучеников и преподобных,
— бессребреников,
— Иоакима и Анны
— и того святителя, имени которого совершается литургия. Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;
• из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых
— о Патриархе,
епископах,
пресвитерах и диаконах;
• из 5-ой просфоры вынимают
частицы об усопших —
Патриархах,
создателях храмов, епископах, священниках.
ο затем в Алтаре читаются поминальные записки верующих и, после прочтения каждого имени, священнослужитель вынимает частицу из
просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:
»Помяни, Господи, (указывается написанное имя)«. Эти частицы также кладутся на дискос. Это – первое
поминовение тех,
чьи имена написаны в поданных записках;
ο частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;
ο следует помнить, что частицы, вынутые во время прочтения
поминальных записок, не служат для очищения грехов тех, кто эти записки подавал. Они, после окончания Таинства
Причащения, будут внесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из 4-рех богослужебных просфор). Находясь возле Тела Господня («агничной» частицы), все они пропитаются
Божественной кровью, исполнятся святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах возносились молитвы. Т.е верующие, имена которых написаны в записках, получат благодать,
освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
ο т.о. во время поминовение живых и усопших именно в Церкви,
на литургии, происходит очищение Кровью Христовой грехов, которые совершают и совершали поминаемые нами люди.
Просфоры, подаваемые на проскомидию:
Сугубая ектенья:
• «Сугубая ектенья»;
• указать случай, по которому вы
просите молитв общины:
новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей,
путешествующего/ей.
Краткое описание поминовения на сугубой ектении:
• общий призыв к Богу,
троекратное «Господи, помилуй!» Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»;
• в двух прошениях верующие
усиленно просят Господа услышать их молитву и помиловать их: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…»;
• все находящиеся в храме просят
о Патриархе, о епископе, о священнослужителях (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…;
• Церковь молится о милости
(чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями),прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии
святого
храма сего;
• в последнем прошении диакон
призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих (о благотворителях этого
Храма), труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости;
ο во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник
читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок;
ο в определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой молятся за всех усопших, просят Господа простить
им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное,
где все праведные обретают покой.
Виды Молебнов:
• без водосвятия;
• или водосвятный — совершается малое освящение воды, после чего она раздается верующим.
Заказная записка о здравии с Молебном:
• просят Господа, Богородицу,
святых о ниспослании милости;
• или благодарят Бога за уже
полученные блага -
благодарственный
молебен;
Особенности заполнения записки на Молебен:
• Спасителю (благодарственный, о
болящих, о путешествующих и др.);
• Божией Матери (разным Ее
иконам);
• почитаемым святым;
Панихида:
Заказная записка об упокоении с Панихидой:
• диакон гласно произносит на
ектений их имена,
• затем имена повторяет
перед Алтарем священнослужитель,
• а затем усопшие поминаются на
панихиде, которая происходит после окончания Литургии.
Заказная записка на Сорокоуст:
Особенности Сорокоуста о Здравии: