Церковные записки

Наша беда, — говорит проф. Московской Духовной академии А.И. Осипов («Посмертная жизнь души»), — состоит в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки, свечи и т. д. Хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда. … Если у меня много денег — так хоть во все монастыри пошлю, в храмы, всем батюшкам и матушкам! И это называется — я помолился. Там кто-то вместо меня помолится, а я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого (!) родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и проч., понудить себя к исповеди и Причащению, к чтению Слова Божия, Святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным и т. д. Мы ведем себя как типичные язычники, в результате чего все дары наши в монастыри и храмы оказываются бесплодными». 


Внимание: Подача записок об упокоении\отпевании живому человеку ни каким образом ему не вредит. Вредит человеку хождение по бабкам, гадалкам, экстрасенсам и целителям, т.е. слугам сатаны 


Записка «О Здравии»
Подается с просьбой совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете здоровья, спасения и благоденствия.
Записка «Об Упокоении»
Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.

  •  внесение имени живого человека в записку «об упокоении» никоим образом этому человеку не вредит.

О ком можно подавать записки?

  •  любой человек может быть упомянут в записке (не только родственник или знакомый), при условии, что Церковные правила позволяют  подавать записку о нем.

О ком нельзя подавать записки?

Церковь не поминает следующих людей:

  • самоубийц;
  • не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
  • усопших, причисленных к лику святых(например: блаженная                                              Матрона,блаженная Ксения) Причина проста: находясь у Престола  Божия                    именно  они молятся за нас;
  • убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Не следует  подавать записки о них.

Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:

  •  при наличии официального медицинского заключения,свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии  помешательства, в невменяемом состоянии; и при наличии архиерейского благословения на  их отпевание и церковное поминовение:для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии. Только епархиальный архиерей может  дать разрешении  на отпевание  cсамоубийц отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным.

Возможное поминовение самоубийц дома:

  • Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких       родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид:  «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

 Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?

  • если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

 Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса:

  • вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь  припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже молитва за него.


Порядок написания имен в поминальных записках:

  •  желательно – разборчивым подчерком. Лучше всего – печатными буквами;
  • имя пишется полностью, в т.ч. и детские имена, без сокращения и уменьшительно-ласкательных форм;
  • имя поминаемого пишется в родительном падеже: о здравии, об упокоении «кого?»;
  • все имена должны быть даны в церковном написании, т.е. так, как это имя упомянуто в Святцах:
  •  если имени человека, о котором подается записка, нет в святцах (не православное имя; имя, придуманное в советский период), то (лучше заранее дома), перед подачей записки, вам необходимо выяснить, был ли этот человек крещён в Православие и, какое имя ему было дано при крещении. Это имя и следует упоминатьв подаваемой вами записке;
  • если выяснить имя, данное при крещении, не представляется возможным, но вы точно знаете, что человек был крещен в Православие, то можно указать его не православное имя (светское) и рядом, в скобках, обозначить для священника информацию о том, что поминаемый человек был крещен — (крещ.);
  •  если вы не знаете полного христианского имени человека и не уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить его имя в записку до выяснения фактов. Тем временем поминайте его в своих частных молитвах.
  •  если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти), пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок. Не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:

  •             первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:

                                патриарха  …., митрополита …., архиепископа ….,
                               епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
                               протоиерея – игумена ….,  иеромонаха …., иерея ….,
                               архидиакона …., протодиакона ….,  иеродиакона ….,
                               диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
                               послушника (послушницы) ….; чтеца ….;

  •    далее следует имя вашего духовного отца — священника, который

              вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;

  •    затем перечисляются детские имена:

                         •    младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
                         •    отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;

  •    теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян: сначала мужские         имена, а затем женские:
  • ваши родители;
  • свое имя;
  • имена членов вашей семьи, близких и родных;
  • имена ваших благодетелей;
  •  если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу

   «Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете спасения всем без исключения, православным христианам, имена которых вы могли забыть, или не знать.

В какой период службы лучше всего подавать записки?

  • чтобы священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих и усопших, записки следует подавать до начала Божественной Литургии (т.е. до 9.00 утра), а еще лучше и правильнее – накануне, с вечера (см. расписание).

Дополнительная информация, которую не следует указывать в записках:

  •          не указываются:

                         •    фамилии и отчества,
                         •    звания и титулы,
                         •    степени вашего родства;

  •       не пишется «старица»/ «старец», а  указывается конкретный титул поминаемого вами         священнослужителя;
  •       в качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):

                         •    воина;
                         •    болящего — (болящ.);
                         •    путешествующего – (путеш.);
                         •    заключенного – (закл.);
                         •    заблудшего – (забл.);
                         •    страждущего – (стражд.);
                         •    озлобленного – (озлоб.);
                         •    учащегося – (учащ.);
                         •    скорбящего – (скорб.);
                         •    беременной (непраздной) – (непразд.).

  • в записках «Об упокоении» не пишут: убиенный и т.п. – такие записи не имеют значения для души усопшего;


 Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках:

  • в записках «Об упокоении» добавляют:

                         •    новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины;
                         •    приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) —  усопший, имеющий в этот день памятную дату:
                                                 — день смерти,
                                                 — день именин
                                                 — и день рождения усопшего.

Сроки записок о поминовении в нашем Храме?
В нашем Храме вы можете подать записку:

  •  о единоразовом поминовении;
  • о поминовении на срок: месяц, полугодие, год.


Какова дальнейшая судьба записок, после прочтения их священником?
Вечером все прочтенные за день записки сжигаются.

 

Записки подаются для поминовения:

  • на проскомидии.  Подается обычная записка:

                                            •    «О Здравии»,
                                            •    «Об упокоении»;

  • на сугубой ектении. Подается заказная записка:

                                            •    «О Здравии»:
                                                          —   за путешествующих или тяжко болящих членов                                                                             прихода,

                                                          —   когда хотят помолиться об успешном совершении                                                                       благого дела.


                                            •    «Об упокоении»:

                                                         —   только о новопреставленных и только на                                                                                        заупокойной  литургии;
                                                         —   в воскресные дни, в праздники, предпразднества и попразднества в день памяти святого или праздник, когда служится полиелей или славословная служба, поминовение усопших «на сугубой» не совершается;

  • на молебне.  Подается заказная записка: «О Здравии»;
  • на сорокоусте. Подается  заказная записка: «О Здравии» и  «Об упокоении»;
  • на панихиде.  Подается заказная записка: «Об упокоении».

Краткое описание поминовения на проскомидии:

  •  Проскомидия — это часть Литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причащения;
  •  поминовение по обычным запискам происходит в Алтаре, без  чтения во всеуслышание;
  • сначала из пяти богослужебных просфор, после особых молитв,священником вынимаются частицы и укладываются в определенном порядке на дискос (круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель):

                         •    «Агничная» частица служит для Причащения;
                         •    «Богородичная», вынимается в честь Божией Матери и кладется по левую сторону от Агнца;
                         •    «Девятичинные» частицы, вынимаются в честь святых:                                                   —   Иоанна Крестителя,
                                                              —   пророков,
                                                              —   апостолов,
                                                              —   святителей,
                                                              —   мучеников и преподобных,
                                                              —   бессребреников,
                                                              —   Иоакима и Анны
                                                              —   и того святителя, имени которого совершается литургия.  Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;

                        •    из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых

                                                            — о Патриархе,
                              епископах, пресвитерах и диаконах;
                         •    из 5-ой просфоры вынимают частицы об усопших —
                              Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
        ο    затем в Алтаре читаются поминальные записки верующих и, после  прочтения каждого имени, священнослужитель вынимает частицу из просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:
              »Помяни, Господи, (указывается написанное имя)«. Эти частицы также кладутся на дискос. Это – первое  поминовение тех,
              чьи имена написаны в поданных  записках;
        ο    частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;
        ο    следует помнить, что частицы, вынутые во время прочтения
              поминальных записок, не служат для очищения грехов тех, кто эти записки подавал. Они, после окончания Таинства Причащения,  будут внесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из 4-рех богослужебных просфор). Находясь возле Тела Господня («агничной» частицы), все они пропитаются Божественной кровью,  исполнятся святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах возносились молитвы. Т.е верующие, имена которых написаны в записках, получат благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
        ο    т.о. во время поминовение живых и усопших именно в Церкви,
              на литургии, происходит очищение Кровью Христовой грехов, которые совершают и совершали поминаемые нами люди.

Просфоры, подаваемые на проскомидию:

  • каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа: божественной и человеческой; священник вынимает из одной просфоры частицы и за здравие, и за упокоение;
  • таким образом, вы вполне можете заказать только одну просфору;
  • мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры:
  • здравии и об упокоении — это благочестивый обычай;
  • мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше – ошибочное, т.к. количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.

 

Сугубая ектенья:

  • ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке; т.о. —  заказывая поминовение «на сугубой», вы просите членов общины помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии;
  •  на записке необходимо написать:

                         •    «Сугубая ектенья»;
                         •    указать случай, по которому вы просите молитв общины:
                              новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей,
                              путешествующего/ей.

Краткое описание поминовения на сугубой ектении:

  •  имена из заказных записок произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия;
  • начинается сугубая (усиленная) ектения:

                         •    общий призыв к Богу, троекратное «Господи, помилуй!» Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»;
                         •    в двух прошениях верующие усиленно просят Господа услышать их молитву и помиловать их: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…»;
                         •    все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о  священнослужителях (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…;
                         •    Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями),прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого
храма сего;
                         •    в последнем прошении диакон призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих (о благотворителях этого
Храма), труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости;
        ο    во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.  Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок;
        ο    в определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой молятся за всех усопших, просят Господа простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное, где все праведные обретают покой.

Виды Молебнов:

  • Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейских нуждах.
  •  Общественные молебны — совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения детей, при   стихийных бедствиях, эпидемиях  и т. д.
  • Частный молебен – совершается по просьбам и нуждам верующих, т.е. заказывается Вами. При этом не забудьте сказать в Церковной лавке, какой именно:

                                                                •    без водосвятия;
                                                                •    или водосвятный — совершается малое освящение воды, после чего она раздается верующим.

  • Молебны могут совершаться до или после Литургии, а также после утрени и вечерни (см. расписание).

 

Заказная записка о здравии с Молебном:

  • в дополнение к изъятию частицы из просфоры диакон гласно читает имена поминаемых на ектений;
  • затем эти имена повторяет священник перед престолом;
  • после окончания литургии о них возносится молитва на молебне, особом Богослужение, при котором:

                         •    просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости;
                         •    или благодарят Бога за уже полученные блага -
                              благодарственный молебен;

  • Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога. .


Особенности заполнения записки на Молебен:

  • сначала указываю, кому возносится молебен:

                         •    Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.);
                         •    Божией Матери (разным Ее иконам);
                         •    почитаемым святым;

  • затем пишется, о здравии он или об упокоении; и теперь перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.


 Панихида:

  • это заупокойная треба;
  • она совершается только по крещенным;
  • Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.


Заказная записка об упокоении с Панихидой:

  • в дополнение к изъятию частицы из просфоры с называнием имен усопших:

                         •    диакон гласно произносит на ектений их имена,
                         •    затем имена повторяет перед  Алтарем священнослужитель,
                         •    а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания Литургии.

Заказная записка на Сорокоуст:

  • Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней с ежедневным изъятием частиц из просфоры;
  • подается об  упокоении или о здравии (особенно тяжелобольных);
  • как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина.


Особенности Сорокоуста о Здравии:

  • в современной Православной Церкви в России укоренилась практика заказа сорокоуста о живых;
  • такой Сорокоуст не упоминается ни в церковном Уставе, ни в церковных Преданиях;
  • Православная Зарубежная Церковь в этом вопросе строго придерживается Церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных.

http://nikolskiy-hram.ru