Феофан Затворник о молитве за болящих

7 мая 1877 г. (№ 1407 письмо 38 вып.1 стр. 78) 

 

 

Церковная молитва о болящих имеет силу, особенно сопровождаемая молитвою заказавших службу.

 

      Вы добре устроили молитвование о своей дочери. Два молебна на неделе, да на проскомидии помин. Кажется бы довольно. Но кто же тут болезненно молится? Бог внимает молитве, когда молятся болящей о чем-либо душою. Если никто не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. Тоже и проскомидия, тоже и обедня. Только и есть тут ваша вера и надежда, знамением коих служат ваши заказы. Но сами вы бываете ли на молебнах(службах)? Если нет, то и ваша вера безмолвна... Вы заказали; но, дав деньги, чтоб другие молились, сами сбросили с плеч все заботы... Болящаго о больной никого нет. Служащим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне... Да и где им на всех наболеться? 

 

      Другое дело, когда вы сами на молебне, или в церкви на литургии(т.е. на службе), когда поминается Н. на проскомидии... Тогда ваше болезнование берется молитвою церкви и быстрее возносится к Престолу Божию... и самую молитву церкви делает болезнующей, хотя служащие и не болят. Так видите, в чем сила!.. Бывайте на молебнах сами, и болите душею о болящей... И дело будет. В церкви на литургии болите во время проскомидии... и особенно, когда после – "Тебе поем" – богородичную поют песнь: "Достойно есть..." Тут поминаются снова за совершенною жертвою живые и умершие... 

 

      Обедня сильнее, чем поминовение только на проскомидии потому, что это выражает сильнейшее ваше соболезнование о болящей и с тем сильнейшую веру и надежду, что Господь не оставит вас своею помощию... Где заказать? – В Задонске, у св.Тихона... А если душа лежит к Киеву, в Киеве... Куда душа лежит, туда и закажите... 

 

      Но главное сами болите о больной... и больше бедным помогайте... не тем только, которые ходят... Облегчите тяготимое бедностью семейство. Его молитва облегчит вашу тяготу сердечную... 

 

      Благослови, Господи, всех вас – матушку вашу, вас с супругом, болящую дочь и прочих деток, и всех, кои около вас... и торговыя дела ваши. Ваш богомолец 

Е.Феофан, 3 апреля 1886 г. (№ 1403 письмо 460 вып. 3 стр. 128) 

 Утешение в болезни читать

p.s. в нашем храме молебен совершается по вc., после литургии в 10-30  

       О соборовании 

      Милость Божия буди с вами! Вы все болите. Спаси вас Господи. Что вы решились пособороваться, это очень хорошо. Таинство сие для христиан должно быть единственным врачебным способом при болезнях, как я, кажется, уже поминал вам. Да поможет вам Господь. Мне думается, что вы еще нужны здесь. Для вас может быть уже довольно бы, но надо пристроить еще детей, и когда это устроите, тогда и с Богом!  (Что такое соборование читать)   1 декабря 1891 г. (№ 1456 письмо 881 вып.5 стр. 10) 


ИСПОВЕДЬ ОБРЕЧЕННОГО

Как жить, узнав страшный для многих диагноз: онкология?


Публикуемый ниже материал – рассказ о жизни со смертельной болезнью. О жизни полноценной и преображенной верой. Почувствовав за спиной дыхание смерти, человек многое переоценивает, о многом задумывается. Так приходят к вере. И живут в вере – долго и счастливо, даже с онкологией. Это всегда сугубо индивидуальный опыт, очень личные переживания и открытия. Но тем они и интересны. И именно поэтому – как ни парадоксально – пример и назидание нам. Читать тут


«Надо сказать, что любая молитва является, в первую очередь, не заклинанием, а живым разговором с Богом. Древние подвижники не читали молитв по молитвослову, а молились от своего сердца. Нам, простым людям, зачастую не хватает высоких слов в обращении к Господу. Однако следует помнить – для того, чтобы обратиться к Богу со всей отдачей, нам достаточно использовать молитвы, которые оставили нам святые угодники Божие.


В этом плане не нужно выдумывать велосипед, искать особых молитв, следовать придуманным кем-то приемам. Если родители хотят, чтобы их сын был под защитой Божьей, то нужно в первую очередь самим жить по-христиански, принимать Таинства исповеди и Евхаристии, а дальше – неустанно молиться – не важно, какому святому, главное, чтобы эта молитва шла от сердца.

Алексей Митюшинн, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово


(1Сол.2:1–8; Лк.11:9–13)

Господь убеждает к молитве обетованием услышания, поясняя его сердоболием естественного отца, благосклонного к прошениям детей своих. Но тут же намекает на причину и того, почему иногда бывают не услышаны или не исполняются молитвы и прошения. Отец не даст детям камня, вместо хлеба, и змеи, вместо рыбы. Если же естественный отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что то хлеб и рыба, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камень или змея – и не дает просимого. 


Отец и мать изливают пред Богом теплые молитвы о сыне, да устроит ему лучшее, но вместе с тем выражают и то, что считают лучшим для своего сына, именно, чтобы был он жив, здоров и счастлив. Господь слышит молитву их и устраивает для сына их лучшее, только не по понятию просящих, а так, как оно есть на самом деле для сына их: посылает болезнь, от которой умирает сын. Для тех, у которых все кончается настоящею жизнью, это не услышание, а делание наперекор, или: предоставление лица, о котором молятся, его участи; для верующих же, что настоящая жизнь только приготовление к другой жизни, не может быть сомнения, что сын, о котором молились, заболел и умер именно потому, что услышана молитва и что для него лучше было отойти отсюда, чем оставаться тут. 


Скажешь: так на что же и молиться? Нет, не молиться нельзя, но в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие: «если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным». Св. Исаак Сирианин и всякую молитву советует сокращать так: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно: сотвори же со мной по воле Твоей».


(1Сол.1:6–10; Лк.11:1–10)


Господь дал молитву общую для всех, совместив в ней все нужды наши, духовные и телесные, внутренние и внешние, вечные и временные. Но так как в одной молитве нельзя совместить всего, о чем приходится молиться Богу в жизни, то, после молитвы общей, дано правило на случай частных о чем-либо прошений: «проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Лк.11:9). В церкви Божией так и делается: христиане все обще молятся об общих нуждах, но каждый частно излагает пред Господом свои нужды и потребности. Обще молимся в храмах по установленным чинопоследованиям, которые все не что иное, как разъясненная и в разных видах изложенная молитва Господня, а частно, дома, вся­кий как умеет просит Господа о своем. И в храме можно молиться о своем, и дома можно молиться о своем, и дома можно молиться общею молитвою. 


Об одном только надо заботиться, чтобы, когда стоим на молитве, дома ли или в церкви, у нас на душе была действительная молитва, действительное обращение и восхождение ума и сердца вашего к Богу. Как кто сумеет пусть делает это. Не стой, как статуя и не бормочи молитв, как заведенная машинка, играющая песни. Сколько ни стой так и сколько ни бормочи, нет у тебя молитвы, когда ум блуждает и сердце полно суетных чувств. 


Уж если стоишь на молитве, приладился к ней, что стоит тебе и ум, и сердце привлечь сюда же? И влеки их, хотя бы они упорствовать стали. Тогда составится молитва настоящая и привлечет милость Божию и Божие обетование молитве: просите, и дастся, исполнится. Не дается часто оттого, что прошения нет, а только просительное положение.

...У Бога о болезненном и здоровом состоянии совсем другие мысли, чем у нас, и они отстоят от наших, как небо от земли. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.


...Как мы можем сказать, что ваша болезнь не послана Господом для отвращения какой-либо беды от вас? Течение жизни сокрыто от нас, и случайности ее бывают так непонятны, что нам ничего не остается, как взывать: буди воля Твоя, Господи! Ибо знаем, что от Господа идет всегда одно добро.