Мы - формалисты по своей жизни. Мы очень легко впадаем в какие-то внешние расчеты: мол, я сделал то-то – получил пять баллов, сделал то-то – получил четыре балла, получил кол – покаюсь, работу над ошибками произведу, исправлюсь. Только это нам кажется, что исправил, но покаялся-то не от души, не от сердца, а только в своем кондуите галочку поставил.
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ИЛЬЯШЕНКО
Колонка Дмитрия Соколова-Митрича «Технический христианин» вызвала широкое обсуждение на нашем сайте. О подлинном христианстве и о переходе от «технической» к настоящей горячей
вере мы говорим с протоиереем Александром Ильяшенко.
- Отец Александр, автор говорит в статье о том, что ведет не самую церковную жизнь. Но он, тем не менее, думает и помнит о Христе. Не это ли подлинный показатель
христианства?
- Древо узнается по плодам, и конец венчает дело. Не так важно, сколько мы за свою жизнь положим земных поклонов и сколько мясных котлет не съедим, а важно — угодим ли мы своей жизнью, своими
делами, своими поступками и своими мыслями Господу нашему Иисусу Христу. Если мы только исполняем нечто внешнее, да еще и не очень ревностно и регулярно, то… Трудно нам самим судить о том,
правильно ли мы живем или нет. Самое главное, как Господь оценит нашу жизнь.
Очень важно, быть христианином по сути, а не по названию. Фарисей из евангельской притчи многим из нас мог бы дать сто очков вперед по исполнению установлений Церкви. Он даже
милостыню давал, но все у него было холодно, рассудочно, взвешено. Нельзя сказать, что это неугодно Богу, но Господь призывает нас смиряться подобно мытарю, а не возноситься своими мнимыми
добродетелями, как фарисей. Хотя вовсе не говорит, что нам не нужно поститься или вносить какую-то свою лепту на церковные нужды. Так что никакие внешние показатели не являются свидетельством
какой-то особой церковности.
Господь говорит так: «Да просветится свет ваш пред человеки». Когда встречаешь такого подвижника, то видно, что он светится каким-то особым благодатным божественным светом. Вот
тогда можно сказать – слава тебе Господи, встретился с настоящим христианином. Но это зависит не от того, повторяю, сколько и каких он усилий сделал, а от того, каких результатов достиг. Причем
не в собственных глазах и не в глазах окружающих, а пред очами Божиими.
- Вы говорите про древо, которое дает плоды. Плоды в данном случае – это покаяние? Как увидеть в повседневной жизни, что человек действительно — христианин?
- Нет, плоды – не обязательно покаяние. Покаяние — средство для спасения души. А спасение души – это стремление к идеалу и не только стремление, но и достижение этого идеала. Господь нас
призывает не просто непрерывно что-то делать, а – главное — достигать. Чтобы, видя наши добрые дела, люди прославили Отца, который на небесах. Вот это задача. Электрическая
лампочка, например, ярко светит, но она не возводит человека к представлению о святости. К Божественному совершенству возводит нетварный свет, свет одухотворенный, свет Христов, который
просвещает всех – вот если Господь его сообщает душе данного человека, подвижника – тогда это и есть достижение цели.
Покаяние – это одно из самых главных средств в духовном делании. Как и любое духовное усилие, оно таинственно само по себе. Мария Египетская, которая, собственно, никогда не приступала к тому
покаянию, к которому мы регулярно приступаем в храме, покаялась один раз перед иконой Божией Матери, перед тем как приложиться к животворящему Кресту Господню. Потом ушла в пустыню на 47 лет, и
за год до своей блаженной и праведной кончины со слезами поведала о своей грешной в прошлом жизни старцу Зосиме. Вот и все ее формальное покаяние. А в душе она так каялась, так молилась, как нам
с вами и не приснится никогда. Но этого никто не видел, только Господь.
Мы — формалисты по своей жизни. Мы очень легко впадаем в какие-то внешние расчеты: мол, я сделал то-то – получил пять баллов, сделал то-то – получил четыре балла, получил кол –
покаюсь, работу над ошибками произведу, исправлюсь. Только это нам кажется, что исправил, но покаялся-то не от души, не от сердца, а только в своем кондуите галочку поставил. Господь, быть может,
твое покаяние считает формальным, не считает, что ты что-то в своей жизни исправил.
- А в вашей пастырской практике были такие случаи, когда человек от достаточно формальной веры и теплохладности переходил к горячей и искренней вере?
- Конечно. Каждый человек, который в первый раз пришел в храм – а таких очень много – когда-то мало что понимал, а потом осознал, сердцем почувствовал, и благодать Божья щедро коснулась его души.
И из «внешнего» он становится все более сознательным христианином.
Другой вопрос, как сохранить этот жар на многие годы – потому что в Апокалипсисе Господь говорит: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
- Батюшка, а как можно вырасти от жизни технической к вот такой горячей вере?
- Об этом очень много писали святые отцы. Собственно, это и есть цель их наставлений. Как я для себя понял, речь идет о том, что та невидимая брань, которая свершается в сердце каждого человека —
как говорил Достоевский, «вот здесь Бог с дьяволом борется и поле битвы – сердца людей» — так вот, чтоб мы вели ее непрерывно и были на стороне Божией. И не обманывались, когда мы становимся на
сторону вражию. Не оправдывали бы себя, не искали себе каких-то смягчающих обстоятельств, не объясняли трудностями жизни и так далее. Наша задача – постоянно вести борьбу со
своими слабостями, какими-то греховными привычками, привязанностями, чтобы мы не ставили ничто земное выше духовного, выше стремления к Господу и спасению души.
Это вовсе не значит, что нужно отказываться от всего земного. Господь нам даровал так много того, что здесь, на земле, вызывает глубокую, чистую радость. Услаждения бывают разные: бывают
греховные, а бывают чистые. Если ты взираешь на что-то, например, на красоту природы, и твоя душа возносится к Господу и благодарит Его, или если тебе кто-то с любовью приготовил вкусную еду и ты
ее с удовольствием ешь и благодаришь от всей души Господа Бога, который послал таких заботливых и умелых хозяюшек, с такой любовью потрудившихся для тебя – то ничего плохого здесь нет.
Напротив, благодарность – это одно из самых замечательных качеств человека. Самое главное, центральное богослужение, которое имеется в Церкви, называется «Евхаристия» – благодарение. Так вот, это
благодарение должно быть всегда в нашей душе. Благодарение Богу за все неисчислимые дары, которые Он нам щедро, милостиво и с такой любовью дарует. Что значит — любить Бога? Это
значит – исполнять Его заповеди, из которых самая важная – с любовью относиться к окружающим тебя людям. Если с любовью относишься, милуешь их – значит, и Бога любишь. Только не гордись, не ставь
себе в заслугу, а благодари Господа за то, что он тебе дает возможность сотворить что-то хорошее. Ты должен видеть, что ты что-то хорошее сотворил, почему ты должен видеть одно плохое? Да,
действительно, сотворил с Божией помощью что-то хорошее. Благодари Господа, радуйся, и стремись всегда быть в высоком смысле полезным людям. Но не как невежественные, лишенные чувства прекрасного
люди, ищущие только материальной пользы, которых А.С. Пушкин называл «чернь тупая»:
Тебе бы пользы всё — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!, так что же?
Печной горшок тебе дороже,
Ты пищу в нем себе варишь.
Не в таком утилитарном смысле приноси пользу, а в человеческом – в физическом, душевном и в духовном. Чтобы польза была для спасения души твоего ближнего. Для этого можно человека накормить очень
вкусной едой, предположим.
- В духовном смысле как можно помочь другому человеку?
- Если человек унывает – поговори, раздели с ним его беду, как-то утешь, успокой его, воодушеви. Обрати его мысль ко Господу, к Его любви и всемогуществу, чтоб человек воспрял духом и начал бы
деятельно бороться со своими недостатками.
Уныние-то вообще относится к смертным грехам. Хотя ты тихонечко сидишь себе спокойно – никого не трогаешь, никому вреда не приносишь, «починяешь примус», а грешишь тяжко, потому что покоряешься
бесовским силам, которые лишают тебя радости жизни. Значит, не смей лишаться радости жизни. А лишаешься – значит, ты грешишь. А грешишь – значит, кайся.
Кайся только так, чтобы был результат. Господь и процесс приветствует, но все-таки надо стремиться к результату. А результат – чтобы ты побеждал свои грехи и слабости. Чтобы их победить,
требуется много сил, которых у тебя нет. Вот и проси у Господа сил побеждать свои слабости. Пусть на это потребуется много времени, много сил, много усердия и так далее, но давай, паши, как папа
Карло, и побеждай свои грехи.
Например, чтобы получить образование, нужно десять лет учиться в школе, потом еще пять-шесть лет учиться в институте, а потом еще года три в аспирантуре – вот уже 18 лет отучился, полжизни
прошло, а ты все учишься! На это у нас и труда, и времени, и терпения хватает. А в духовной жизни мы хотим, чтобы результат был вчера. «Господи, я уже целых пять минут молюсь и прошу, а просимого
так и не получаю. Как же так?» Нет, так ничего и не выйдет. От нас требуется стремление, от нас – усердие, от нас – постоянство, а результат – от Господа, который дается нам, как награда за наши
усердные труды, терпение и постоянство.
Духовная жизнь, как и любая серьезная сфера деятельности, требует очень больших умственных, душевных, духовных усилий и временных затрат. Потому мы и должны просить о терпении. Мы хотим, чтобы
результат был мгновенно. Но надо хотеть результата так, чтобы достигнуть его через столько времени, сколько нужно, а не через столько, сколько тебе кажется.