Знаем, что некоторые из священнослужителей предлагают сделать литургию более простой и современной. Как Вы к этому относитесь?
Чин божественной литургии установлен святыми апостолами, а составлен святыми людьми - Василием Великим и Иоанном Златоустом. И вот уже 2000 лет совершается литургия по древнему тексту. Литургия идет всего два часа, но для лодырей, которые не хотят утруждать себя долгой молитвой, слабой, это кажется очень много, для них и десятиминутная служба будет в тягость. Всем нецерковным людям, даже тем, кто облечен властью, чином и должностью, очень тяжело жить по церковному уставу - постоянно ходить в храм, молиться, исповедоваться, причащаться, делать добрые дела... Им надо обновлять не службу, а душу. Много у нас было в 20-е годы таких "служителей" - обновленцев, которые хотели и службу, и жизнь церковную обновить, все они уже "обновились" и в бездну пошли. Христос предупреждал, что есть три вида пастырей: есть пастыри добрые, которые пасут стадо, вверенное им Самим Господом; есть наемники, которые нерадят о своей пастве; есть волки в овечьей шкуре, которые пришли стадо разогнать (Ин. 10).... Диавол все делает хитро, потихонечку. Сначала этим <служителям> хочется службу сократить; молебны, акафисты - в сторону, исповедь сделать общей, службу перевести на русский язык. А потом уже можно и не венчать, т.е. узаконить прямой блуд. Все обновленцы - истинные служители сатаны.
Как избежать двух крайностей, характерных для наших прихожан: ревности не по разуму и неообновленчества, "прогрессивности"?
Святые отцы говорят, что самый правильный путь спасения - золотая середина. Господь наш Иисус Христос пришел не нарушить Ветхий Завет, а исполнить его. Потому и мы должны исполнять законы, установленные Им. I И все ревнители веры будут стоять на правильном пути только тогда, когда будут исполнять правила Святой Церкви, святых апостолов.
У каждого есть совесть - это внутренний Божественный голос в нашей душе. Но многие этот голос совести не слышат. Почему? Потому, что совесть может быть парализована, усыплена, сожжена. Апостольские правила - это та ограда, та норма жизни, которая предохраняет нас от погибели, не позволяет преступить Заповеди Божий. Если мы не будем придерживаться их, а будем придерживаться обновленчества, то стены в храмах, как говорят святые отцы, останутся пустыми, от них отойдет благодать. После революции обновленцы хотели взять власть в свои руки, захватили некоторые храмы, но народ сразу почувствовал, что нет в этих храмах благодати, и перестал туда ходить. Сегодня обновленцы опять поднимают голову. Если мы хотим спастись, должны хранить веру Православную, правила святых отцов и Вселенских соборов.
Насколько Церковь должна идти навстречу обстоятельствам времени, насколько должна учитывать проблемы именно современной жизни при проповеди и руководстве людьми?
Не Церковь должна идти навстречу нам, а мы должны устремляться к Церкви. Если мы под Церковью разумеем Тело Христово, а мы Его члены, то мы должны стремиться ко Христу, Который простирает нам Руки, принимает в Свои объятия.
Многие люди под Церковью понимают организацию, начальствующих. Говорят: "Завод не идет нам навстречу, он должен нам дать какие-то привилегии"... С такими мерками подходят и к Церкви. Но, если так мыслить, Церковь должна будет потворствовать страстям человека, как это делается на Западе, и народа никогда в храмах не будет. Народ России любит строгость, четкость, потому что он знает, что это дает человеку жизнь, благодать, вечное спасение.
Спортсмен (например тот, который прыгает в высоту) знает, что есть планка, есть установленный мировой рекорд, по которому можно ориентироваться и понять, хорошо ты прыгаешь или нет, и что тебе надо еще тренироваться. Так и в духовной жизни: Церковь должна указать полноту, норму, которую человек должен достичь, совершенствуясь. Если нормы не будет, человек не будет знать, как ему спасаться, на какой высоте он находится. Человек нецерковный, у которого душа для Бога стала мертвой, духовные очи закрыты, когда приходит на исповедь, своих грехов не чувствует, не видит, не знает, в чем каяться. Обычно отделывается общими словами: "не грабил, не убивал". Потому каждый человек должен знать Евангелие, апостольские правила, чтобы достигнуть совершенства, войти в ту меру, в которой Адам пребывал до грехопадения. И все проповеди должны быть пронизаны евангельским духом, потому что в Евангелии норма спасения. Сам Христос сказал, что те заповеди, которые Он дает, очень легкие, и если человек их исполняет, то приобретает душевные мир и покой: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас".