О прощении грехов

Стыжусь некоторые свои грехи произнести перед священником. Могу только ежедневно взывать: "Господи, прости меня, окаянную". Снимет ли Он с меня те грехи, которые я перед Ним называю?

Конечно, мы постоянно должны каяться пред Богом, просить прощения. Но мы не знаем, простил Он нас или нет. Господь оставил нам на земле духовенство, дал первой Церкви - Своим ученикам-апостолам - власть прощать и вязать грехи. Таинство исповеди идет от апостолов.

В день Страшного Суда Господь нам все грехи простит, кроме нераскаянных. Нужно отбросить стыд и исповедать перед священником грехи. Со стыдом сгорают наши скверные дела. Надо стыдиться грешить, но не стыдиться каяться. Если больны и не можете пойти в храм, пригласите священника домой. Мы не знаем, когда наступит наш смертный час, надо быть готовым встретить его в каждую минуту. Каяться надо смело. Здесь мы лишь в присутствии священника - одного человека - называем свои грехи. А на Страшном Суде нераскаянные грехи, которых мы стыдимся, прозвучат перед всеми святыми, перед Ангелами. Весь мир их узнает. Поэтому диавол и внушает стыдиться их, чтобы мы не каялись. Пока еще течет в теле кровь, пока бьется сердце, пока милосердие Господне пребывает с нами, надо исповедать нераскаянные грехи.

Почему мы стесняемся назвать стыдный грех? Наша гордыня, самолюбие мешают: "Что о нас батюшка подумает?" Да у батюшки каждый день поток людей с одними и теми же грехами! А подумает он: "Вот еще одна заблудшая овечка Христова вернулась в Божие стадо".

Когда человек свободно говорит свои грехи, не заглаживает их, сокрушается, плачет, священник испытывает большое уважение к кающемуся. Он ценит искренность кающегося.

Грехи не надо складывать в душе, как в копилочке. Кому они нужны? Когда покаяние настоящее, легко и человеку, и священнику. И "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся" (Лк.15,7). Если пришли на прием к врачу, маленькие легкие болезни сказали, а самую опасную для жизни рану скрыли, мы можем погибнуть; душевные раны не менее опасны для нашей духовной жизни, нашей души, и душа дороже тела.

Если же мы раньше утаивали постыдные грехи, сознательно замалчивали, то все наши предыдущие исповеди считаются недействительными, таинство не совершалось. Все грехи, названные и неназванные, остались в душе, да еще прибавился сугубый грех - утаивание грехов на исповеди. Об этом сказано в требнике: "Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, если утаишь какой грех, сугубый грех иметь будешь". Священника можно обмануть, но Бога не обманешь. А если после таких "исповедей" еще и причащаться, то причастие будет в осуждение. За это особо спросится на Страшном Суде.

Человек съездил на Святую Землю, окунулся в воды реки Иордан. Снимаются ли с его души какие-либо грехи после омовения в Иордане?

Человек съездил, окунулся в воды Иордана, но нельзя сказать, что он стал безгрешным. Грехи с души снимаются только в таинстве покаяния, на исповеди в церкви, когда над головой человека священник читает разрешительную молитву. После Своего Воскресения Господь явился ученикам и, дунув на них, сказал: "Примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин.20, 22-23). А в Вашем случае человек вошел в реку Иордан, освятился, подобно тому как освящается человек, окропляя себя и принимая внутрь святую воду, но грехи его остаются с ним до таинства исповеди.

На исповеди грешникам отпускают грехи, но получают ли они при этом облегчение?

Когда человек придет к Богу, осознает, что жил неправильно, покается в присутствии священника перед Богом во всех грехах, тогда Господь облегчает эту душу от греховной тяжести. Он прощает грехи, а потом дает Свою благодатную силу на борьбу со страстями.

Человек, окрыленный прощением, которое получил от Бога (а он его сердцем чувствует), начинает трудиться над своим спасением. Он учится контролировать свои дела, поступки, слова и даже мысли. Он знает, что новым грехом он оскорбит, обидит Простившего ему тяжкие, смертные грехи и боится снова согрешить против Него и против ближнего. И тогда в душе наступают мир, тишина и покой.

Но люди все разные. Одни попадают в дом, где много грязи, набросано ненужных вещей, они хотят от этого избавиться. А как избавятся, им становится легко и свободно. Другие живут в грязи и не хотят очищать свое жилище.

Как-то меня пригласили в один дом причастить столетнюю бабушку, за ней ухаживала старушка лет шестидесяти. Чтобы пробраться в ее комнату, надо пройти коридор, а он весь заполнен пустыми посылочными ящиками, завален ненужными тряпками; в доме пройти негде. Я еле добрался до этой бабушки, как будто там сто лет не убирали, столько пыли и грязи! Конечно, не просто находиться в таком доме.

А в том доме, где чисто, находиться приятно и легко. Так и в душе получишь облегчение, когда ее, заваленную грехами, очистишь в таинстве покаяния и будешь постоянно поддерживать чистоту, как в квартире: влажной тряпкой протирать, пыль собирать.

Человек на жизненном пути много набирает греховного груза. Если этот груз постоянно нести, не снимая с себя тяжелой ноши, под этой ношей можно погибнуть, Упасть и лежать. Для того, чтобы облегчить свой путь к Небу, надо часто освобождаться от этой грязи, очищаться, тогда восхождение будет легко и свободно.