О любви

Есть заповедь: "Возлюби ближнего" (Мр. 12,31). Значит ли это, что мы должны одинаково любить и православных, и инословных?

Мы должны брать пример с Господа. Он больше всех любил Иоанна Богослова за его чистоту и преданность. И все православные христиане, которые любят Господа, чувствуют Его особую любовь. Но любит Господь и тех, кто еще не пришел к вере, детей заблудших. Он ждет их покаяния и обращения.

Как понимать выражение "Блажен, кто положит душу свою за други своя" (Ин. 15,13)?

Любой человек, встав на защиту ближнего, жертвуя своей жизнью, своим спокойствием, своим благополучием, поступает по заповеди Христовой. На войне, в экстремальных ситуациях это наиболее ясно проявляется, но бывают и простые житейские случаи, когда человек защищает ближнего.

В 1965 году теперешнего митрополита Ювеналия посвятили в епископы. А я только поступил в семинарию. Инспектор меня вызывает и говорит: "Поедешь в Москву, будешь иподиаконом у Владыки Ювеналия". И я у него три года с книгой стоял... Как-то должен был он приехать служить. Послушание иподиакона - готовить облачение: погладить, посмотреть - все ли на месте. Пришлось гладить ему белый подризник; включил утюг и стал доставать из чемодана подризник, раскладывать его на столике. А утюг уже нагрелся. Люди обычно проверяют готовность утюга, я проверил, и он показался мне не очень горячим, положил на спинку подризника там, где крест. Хотел было провести утюгом, а он не идет. Что такое? Поднял, а там... желтое пятно от утюга! Другого подризника нет, что делать? Матушка-алтарница корочкой хлеба начала чистить пятно, но оно все равно осталось. Вышли владыку облачать, иподиакон держит все на подносе, и первым - подризник с "утюгом". Владыка крестится, целует крест подризника и надевает его. Сзади у него - печать от утюга, видна всему народу. Но он ни одного слова не сказал и даже вида не подал, что что-то не так. Когда служба закончилась, после "Отче наш" я подошел, говорю: "Владыка, простите, это я прижег подризник". Он отвечает: "Ничего, Александр! У меня есть еще подризник, другой, новый... Все бывает". Видите, как он себя повел? Как виден характер человека? Даже вида не подал, не возмутился; все спокойно, уравновешенно ... И таких людей, чтобы так вели себя в подобных ситуациях, очень мало. Другой бы стал шуметь, кричать. А он сохранил душевный мир. Даже если кто-то из священников вовремя не даст какой-то возглас, он в тот момент ничего не скажет. А, когда после "Отче наш" подходят под благословение, он спокойно, с любовью скажет: "Отец Борис, а Вы не тот возглас сказали". Тот ему: "Владыка, простите... "

Как избавиться от жестокосердия?

Когда у нас сердце жестокое, мы не можем прощать ближнему. А надо научиться себя переламывать. Надо за этого человека помолиться и сделать ему доброе дело. Когда мы будем этому человеку делать добро (если он наш враг, недруг), то наше сердце не будет жестоким. Оно будет добрым.

Апостол Павел пишет к коринфянам такие слова: я вас всех вмещаю в свое сердце. Вы меня не вмещаете (2 Кор.6,12). Вот, если бы вы вникли в эти слова! Представьте себе, какое доброе, святое сердце у него. Оно не жестокое. Оно всех вмещает. Почему же оно всех вмещает? Да потому, что все они - творение Божие. У нас же с вами нет рассуждения. Мы видим в человеке грех, и мы этот грех не любим, а вместе с этим грехом мы не любим и ближнего. Идет нарушение заповеди Божией. Господь заповедал ближнего любить, как самого себя. Если мы ближнего не любим, жестоко к нему относимся, значит, мы не любим и Господа.

Господь сказал: "Возлюби ближнего своего, как самого себя" (Мф.22,39). А я не люблю себя, как же я могу возлюбить ближнего своего? Меня не научили любить! Мной только пользовались, но не любили...

Если бы мы себя совсем не любили, то мы и не ели бы ничего, не пили, не одевались и не мыли тело. В Священном Писании сказано: "...себя же никто не возненавидит, но всяк питает и греет". Поэтому Господь сказал, что ближнего любить надо так, как мы любим себя.

Почему мы ближнего должны любить? Это одна из двух больших заповедей, которые дал нам Господь. Первая учит нас любить Бога. Вторая - ближнего. Если мы любим ближнего, то мы любим и Господа. Ибо нельзя не любить того, кого любит Господь. А если ближнего не любим, то как можем говорить, что любим Бога? Если мы ближнему устраиваем скандалы, постоянно кричим на него, возмущаемся, это значит, что мы не любим ни ближнего, ни Господа.

В Жарках, где я служил на приходе, служил ревностный иеромонах Нестор. Его злодейски убили. Однажды он посещал поселок Елнать - в 8 километрах от Жарков, там один подвыпивший парень стал задираться и ударил священника. Подъехала милиция, того арестовали, а о.Нестор простил его, сказал: "Никакого дела заводить не надо". Поскольку он его простил, сердце у парня дрогнуло, он сам приехал к о.Нестору на приход каяться. После бесед уверовал, начал ходить в церковь, стал истинным христианином, а потом и священником.

Я слышала, что если любовь не взаимна, в руках самой женщины изменить судьбу.

Для того, чтобы нас любили, надо заслужить эту любовь. Если эта любовь вне Церкви, вне веры, вне церковных таинств, без Бога, то это плохо.

Духовные люди украшают себя не внешне, а внутренне, благодатью Божией. Когда мы придем к Богу, а Бог - это Источник любви, Источник жизни, будем постоянно пребывать в молитве, через исповедь очищать душу от пороков и страстей, тогда в душе начнется накопление благодатной энергии.

Другой человек смотрит на духовного человека и чувствует эту любовь, эту благодать. Благодатная душа, как магнит, притягивает к себе души других людей. Берешь, например, маленький кусочек магнита, он притягивает иголки, скрепки. Маленький магнит заряжается от большого, а тот может притягивать ножницы, молотки, утюги... Так и благодатные христиане - всех к себе притягивают.

Я учусь в шестом классе. Меня все бьют, не любят. И я всех ненавижу. Что мне делать?

Господь говорит: "Какой мерой меряешь, такой и тебе отмерится". Как ты относишься к людям, так и к тебе они будут относиться. Никогда ни о ком не говори плохое, и о тебе не скажут. Надо каждый день читать Евангелие и впитывать дух Христов. А самое главное - пойти на исповедь, покаяться в грехах. Скажи: "Батюшка, я никого не люблю, во мне нет духа милосердия". Старайся не раздражаться, не возмущаться, никого ни в чем не обвинять. И тебя все будут уважать и любить.

Один мальчик учился в школе. Был он рыженький, конопатенький. Над ним постоянно смеялись, говорили: "Ох, какой ты рыжий!" Всякие прозвища ему придумывали. Он всегда расстраивался, плакал. Потом обратился к священнику, и тот ему посоветовал, что надо сделать.

Была большая перемена. Прозвенел звонок, все собрались на урок, ждут учительницу. Этот мальчик встал на стул у доски и говорит:

- Мальчики и девочки! Посмотрите, какой я рыжий!

Повернулся, всем свою голову показал. Все засмеялись.

И после этого никто над ним никогда не смеялся. Потому, что он сам себя обличил. И больше не расстраивался, что он рыжий.

В декабре был день Ангела. У нас с правящим архиереем один Небесный покровитель - святитель Амвросий Медиоланский. Сидели за праздничным столом в трапезной рядом. И спросил я у него:

- Владыко, как Вы спасаетесь? Столько у Вас неприятностей, скорбей. Руководство епархией для каждого епископа - мученический крест, со всех сторон напасти. Сколько священников, дьяконов, прихожан приходят со своими бедами. Ведь чаще не с радостью приходят, а со скорбями.

Владыка отвечал:

- Поначалу, когда приходили неприятности, я переживал, принимал близко к сердцу. И мне было очень тяжело. А сейчас я уже так привык, что, даже когда очень серьезные скорби бывают, не обращаю внимания. Они стороной и проходят - скорбь за скорбью.

И нам надо учиться терпению. Во время войны на поле брани рождаются герои, а во время духовной брани рождаются святые люди.