О зле

Почему в мире так много зла и Бог не остановит насилие?

В одной книге описан такой эпизод. Однажды собрались люди, вышли в поле и бросили вызов Богу.

"Если Ты, Бог, есть, - сказали они, - то почему в мире царит такая жестокость, почему столько войн, убийств, насилий, грабежей? "

Бог спросил:

"А вам это нравится? " - "Нет, конечно. " - "Я вам дал свободную волю, зачем же тогда вы воюете, насилуете, грабите? "

Господь зло не создает. Люди сами творят его. Одежда порождает моль, и моль поедает одежду. Железо рождает ржавчину, и ржавчина поедает железо. Зла как такового нет. Человек рождает зло, и это зло пожирает его душу. Когда человек грешит и не кается в грехах (грешит делом, словом, мыслию), тогда он излучает огромный поток отрицательной энергии. Представьте теперь, что грешен не один человек, а многие, какое великое количество собирается отрицательной энергии - целые океаны! От этого происходят всякие земные катаклизмы: землетрясения, наводнения, смерчи, войны.

Почему же Бог, спрашивают многие, если Он всемогущ, не сделает так, чтобы на земле не было зла? Почему не заставит людей быть добрыми, жить в мире и любви?

Представьте себе, что Вы гипнотизер и хотите, чтобы ваши дети слушались и любили вас. Для этого Вы приводите их в сомнамбулическое состояние, в котором они не способны ни к какому разумному выбору, и приказываете: "Сидите здесь, пока я не вернусь. " - "Ешьте! " - "Перестаньте есть! " - "Пожелайте мне спокойной ночи!" Дети, как во сне, повинуются вам: безчувственные руки обвиваются вокруг вашей шеи, немые губы прижимаются к вашему лицу... Понравилось бы Вам такое послушание, порадовала бы Вас такая любовь? Вряд ли. Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети сами, по своей воле слушались и почитали Вас, желая им только добра, Вы хотите, однако, чтобы у них была свобода выбора. Вот таких детей желает иметь и Бог: Он дал нам, созданию Своему, свободную волю, чтобы мы сами выбирали между добром и злом.

Почему за проповедь добра и мира были изгнаны сначала пророки, затем Христос, а потом - православные христиане? Почему мир так зол?

Истинных последователей Божиих всегда гнали. В "Добротолюбии" сказано, что истинным проповедникам Господь посылает посрамление. Не радость, не славу, а посрамление. Если человек проповедует, значит, его обязательно будут гнать, о нем будут говорить плохое. Клевета, сплетни будут около его имени - это козни демонов против духовенства, проповедников. Священнику дана от Бога особая власть - прощать грехи, и поэтому бесы особенно сильно берутся за духовенство. Все силы ада восстают против духовенства. Когда священник говорит проповедь, то весь ад клокочет, весь ад дрожит. Про одного проповедника рассказывали, что он говорил слово, стоя босиком на песке. К нему подполз бес в образе змеи, хотел ужалить - помешать проповеди, проповедник встал на цыпочки, но слова своего говорить не перестал, и змея проползла под пяткой. А говорил он о спасении души.

Мир лежит в пороках и страстях. Как избавиться от зла, излечить наш мир?

"Что есть мир"? - спрашивает Симеон Новый Богослов и отвечает: "Послушай, есть он ни серебро, ни злато, ни лошади, ни мулы, ни яства, ни вино, ни хлеб, потому что все, что необходимо для поддержания телесной жизни, употребляем и мы, монахи. И едим, и пьем, сколько потребно. Не есть он ни поля, ни виноградники, ни загородные жилища. А что же он есть? Грех, пристрастие к вещам и страсти".

Конечно, нужны большие силы, чтобы избавиться от зла - пороков и страстей.

Если человек всерьез захочет этим заняться, то он поймет, что в первую очередь надо избавиться от тех грехов, которые тяготят его душу. Зла как такового нет, человек сам рождает его своим поведением.

Апостол Павел говорит, что "злоречивые Царства Божия не наследуют". Если человек, живя здесь на земле, постоянно устраивает скандалы, злится из-за пустяка, он не успокоится, даже если его перевести в обители Рая.

Когда мы вечером ложимся спать, зная, что главная наша страсть - гнев, то должны заложить основание на следующий день. Скажем себе так: "С завтрашнего дня я буду стараться вести борьбу с этой страстью". Наша голова как компьютер. Заложим в нее "программу": "С завтрашнего дня я не отвечаю, если меня будут ругать. Постараюсь перетерпеть, не раздражаться, если меня будут "доставать". Буду все терпеть ради Христа. Если Господь терпел за наши грехи, то почему бы мне не потерпеть за свои?" Настроим себя так. И если случится урок смирения, то сразу вспомним о своем намерении и не вспылим. Возьмем себя в руки и не дадим свободу своему языку.

А то некоторые так разойдутся, что и трубку телефонную бросят, и дверью хлопнут, и тарелки начинают бить. Надо все делать спокойно, ровно: трубку телефона тихо, аккуратно положить на место и дверь прикрыть тихо. И в движениях не надо быть резкими. Не надо ни бегать, ни стучать.

Вот так мы научимся себя контролировать - и слова, и дела, и мысли. В душе все постепенно будет умиротворяться, успокаиваться. Благодать Божия будет там пребывать, а зло исчезнет.

Главное - следить за собой, а если согрешили - очищать душу покаянием. Нераскаянный человек давным-давно стал жилищем злых духов. Они свили там гнездо, и постоянно понуждают человека ко злу. Чтобы он исполнял их злую волю, они устраивают всякие козни, искушения, склоняют ко греху, постоянно требуют пищи. Какой? Чтобы человек породил в своем сердце отрицательную энергию: чтобы с кем-то поругался, на кого-то надулся и не разговаривал несколько дней, месяцев. А то и годами родные люди не общаются - обиделись! Не могут простить друг другу мелочи.

Не давайте пищи демонам! Заставляют они нас прогневаться на ближнего, а мы - "рот на замок", внутри зло погасим, чтобы оно наружу не вылилось. И бес замолкнет в нас, выйдет - ведь мы же его не кормим! Что ему в нас делать?

А когда душа освободится от злых демонов, Господь вселяется в нее, наполняет ее миром, тишиной и любовью ко всем ближним. Тогда и молитва начнется, и жизнь совсем другая пойдет. О зле тогда и не вспомним...

Как узнать, на правильном ли пути стоит человек? Где он творит добро, а где зло?

Когда человек любит Бога всей душой, всем сердцем, всем помышлением, любит ближнего, как самого себя, и чувствует, что сам он хуже всякого скота, что грешнее его никого на земле нет, тогда он стоит на правильном пути. Чем человек ближе к свету, тем больше он видит свою нечистоту. Чем он ближе к Богу, тем больше видит внутреннюю нечистоту, несовершенство.

Человек, стоящий на ложном пути, грехов своих не чувствует, занимается только болтовней, осуждением, переносит сплетни из дома в дом, все ему не нравится, все чем-то недоволен. Когда человек смирится, все ему в радость: и любая погода, и любые жилищные условия, и любой достаток.