О душе

Человек состоит из тела, души и духа. Что такое тело - понятно. А какая разница между душой и духом?

Для примера возьмем свечу. Она имеет тело - воск. Имеет ниточку-фитилек, это подобие души. А когда ее затопляют огнем, она как бы обретает дух, оживает. Если свеча лежит, она никакой цены не имеет. Но если ее затеплить, от нее идут свет и тепло. Она сгорает пред Богом. В этом назначение свечи. Человек тоже состоит из плоти, души и духа. Господь - это чистейший Дух. В каждой частице человека есть частица Божества, он получает ее в крещении при миропомазании, с благодатью дара Духа Святаго. Человек может этот дар через молитву, любовь к Богу и ближним, через добрые дела развивать. А может и забросить его, забыть о нем; когда человек в церковь не ходит и Богу не молится, то он подобен незажженной свече. Такой человек - духовный мертвец. Человек жив душой и духом, когда в нем живет молитва, живет Божия благодать. Дух Святой живит его. Он весь в трудах, в добрых делах. Его жизнь кипит, он служит Господу и живет во славу Его, потрудившись, уходит в тот мир. В этом назначение человека. Господь создал человека из праха земли и вдунул в его лице дыхание жизни. Душа, дух-дыхание Божие. Мы должны уподобляться Богу своей жизнью; должны быть образом и подобием Его. Бог, будучи добр и свят, ждет и от нас того же: святости и доброты.

Так что взращивайте в себе всеми силами образ Божий - и будете истинными сынами Бога.

Отчего болит душа?

Бывает, встретишь знакомого: вид у него понурый, голова опущена, ни на кого не смотрит, что ни скажешь ему, - ничему не радуется, ничто его не интересует. "Что с тобой? Ты заболел? " - "Нет, я здоров, у меня болит душа... "

Тело свое мы видим, можем осязать. Видим раны и ссадины, чувствуем, когда болит сердце, почки. И тогда мы идем к врачу, и врач выписывает нам лекарства. Но что делать, когда болит душа? Как исцелить ее? Все, кому знакомы боль души, знают, что эту боль никакими снадобьями, напитками не залить. Душа мучается, страдает, часто даже тогда, когда в жизни есть все: работа, семья, достаток. Отчего страдает душа? Оттого, что мы забыли о ней, не заботимся, не питаем. Тело мы моем, одеваем, кормим, а душу? Как тело не может обходиться без пищи, так и душа. Ей нужна духовная пища: молитва, чтение Священного Писания, добрые дела. Те, кто часто творят добро, знают, как умиротворяется душа после каждого благого дела. Недаром святые говорят: сделал доброе дело - себе сделал.

За чистотой тела мы следим строго. Представьте себе человека, который несколько десятков лет не мылся. С ним и общаться неприятно, и самому ему неловко появляться в обществе. Душа, как и тело, требует омовения. Сколько греховной грязи накопилось на ней, она уже задыхается, а у кого-то совсем пропитана грехом и не чувствует угрызений совести. И такой человек говорит: у меня все хорошо, я не грабил, не убивал, я - человек неплохой. У таких людей душа уже не болит, она для Бога и добрых дел мертва. Но тем, у кого душа еще жива, кто способен чувствовать боль, есть возможность исцеления. Христос сказал: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.II,28). Давайте остановимся, проанализируем всю свою жизнь, вспомним, кому мы причинили зло (делом, словом, помышлением), кого осудили, оклеветали, обманули, - все это осквернило душу, нанесло глубокие раны. Иные страдают из-за больного самолюбия, тщеславия, гордыни; допустим, человек способный, а все таланты приписывает только себе, забывая, что их даровал Господь, и заслуги в том самого человека никакой нет. Кто-то раздражается, обижается, а то и скандалит... Так и множатся наши грехи, а значит, и раны душевные. Тогда и надо обратиться к духовному врачу - священнику, придти в духовную лечебницу - Церковь и на исповеди в Таинстве Покаяния рассказать все Господу в присутствии священника. Господь через священника прощает нам грехи и дает благодатные силы на борьбу с грехом. В покаянии мы очищаем душу, добрыми делами залечиваем раны, а молитвой - питаем...

Как научиться быть мужественным духом?

Для того, чтобы быть сильным физически, спортсмены тренируют тело. А для того, чтобы быть сильным духом, надо тренировать душу. Допустим, дали мы себе слово: "С сегодняшнего дня я ни на кого не обижаюсь, все от людей терплю - и поношения, и обиды - все, что посылает мне Господь. Это мои духовные уроки." Поначалу будет трудно, а потом станет легче.

Говорят, что крест - идолопоклонство, что Сам Христос не крестился, не изображал на Себе крестного знамения.

Да, Христос не крестился. Но мы читаем в Евангелие от Луки, что Господь перед Вознесением Своим обратился к ученикам, "подняв руки Свои, благословил (!) их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо" (Лк.24,50-51). Поднял руки - это одно, а как же благословил? На Тайной Вечери Господь "взяв хлеб, благословил (!), преломил и дал ученикам" (Мр. 14,22). Как это понимать иначе, как перекрестил?

Самое великое оружие нам дал Господь - Крест, крестное знамение! Еще в Ветхом Завете мы встречаем прообраз креста. Когда израильский народ переходил через Иордан, шел по пустынному месту, на него напали змеи. Стали всех жалить. Моисей сказал, что надо сделать знамение - взять крест и на него повесить змею. И Сам Христос говорил: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому на крест" (Ин.3,14- 15). Тогда все, кто обращался к знамению, спасались, а кто не обращался - погибали. Крестная смерть была позорной, но Господь Своей смертью эту смерть сделал спасительной, потому Крест имеет великую силу.

В Священном Писании, в Послании к Галатам сказано: "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Гал.6,14). Спрашиваем у сектантов: "Как это понимать?" - "А это хвалиться страданиями". Да кто же дерзает хвалиться страданиями Христовыми? Там написано крестом, а не страданиями!

Для некоторых крест в юродство, а некоторым во спасение. Те, кто под музыку беснуются на сцене, надевают кресты в уши, на грудь, не знают цену кресту, для них он не спасительный. А мы носим крест не для красоты, а для спасения, для подтверждения своей верности Господу, своего желания сораспяться Его страданиям.

Наша страна переживает трудное время. Совсем недавно был экономический кризис. Многие растерялись. Что бы Вы могли сказать по этому поводу?

Экономический кризис это ничто. Господь сказал: "... и Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10,28). Самое сложное в жизни человека это кризис духовный.

Если бы жизнь была только на земле и не было бы потустороннего мира: Рая и мест адских мучений - не было бы Самого Бога, тогда вопрос, как выжить, стал бы остро для каждого из нас.

Но Господь вызвал нас из небытия в бытие для вечной блаженной жизни, вечной радости. А ее надо заслужить.

Представьте себе: несколько человек оказались в подвальном помещении. Там сыро, грязно, холодно, неуютно. Люди страдают, мучаются и терзают друг друга: "Как нам здесь плохо живется!" Да вам дана полная свобода, пожалуйста, выходите на поверхность, наслаждайтесь природой, солнцем, морем, которые Господь создал для вас.

Когда люди страдают и мучаются, в первую очередь они страдают не телом, а душой. Ведь для тела много не надо: стакан воды, кусок хлеба, одежда, чтобы прикрыть свое тело. Больше всего у человека страдает и мучается душа. Она погрязла в греховной тине, не может наслаждаться полнотой жизни, хотя бы у человека и были все богатства мира.

В одно мгновение в нашей стране все разрушилось. Почему? Потому, что люди стремились не к вечной блаженной жизни, не к Царству Божию, а к призрачному коммунизму. Еще за две тысячи лет Господь предупредил, что люди, строящие здание не на фундаменте, а на песке, неблагоразумны. А фундаментом, камнем является Сам Господь. Без Него, сколько бы ни строили, все развалится.

Когда мы в обществе наблюдаем неурядицы, часто начинаем паниковать: всё, конец! Да это не конец!

Если ребенок играет с ножом или с бритвой, взрослые отнимают у него опасные игрушки. Он начинает плакать, требовать их назад. Но он еще не в состоянии уразуметь, насколько велико попечение о его здоровье и безопасности. Так и мы, когда окажемся в том мире, поймем, как велика забота Божия о нас. По Его промыслу у нас что-то отнимают. Мы так увлеклись экономическими и политическими дрязгами, что совсем забыли о душе. Нас интересует только, как поесть, попить, поспать, разбогатеть, захватить власть. Но если мы будем ходить в церковь, молиться, обретем иную точку зрения, наше мировоззрение изменится, изменится и вся наша жизнь.

И бояться ничего не надо: Господь сохранит Свой народ, Своих верных чад. Дело за "малым" - стать истинными чадами Христовыми.

Как стать духовно богатым?

Надо начать с покаяния, Одна вера еще ничего не дает: и бесы веруют в Бога, знают, что Он есть, трепещут перед Ним, но в огонь пойдут, потому что в гордыне своей утратили способность перед Ним каяться.

Вера дает человеку право переступить через порог храма. Без исповеди человек пойдет по дороге спасения с завязанными глазами, связанными руками и ногами. Далеко ли он так уйдет? Нет. Священник должен дать наставления: что читать, какие молитвы, какие книги, как бороться с той или иной страстью.

Душа с молитвой оживет, возрадуется. Молитва напитает ее, если человек постоянно будет обращать свой ум к Богу. Господь даст нам жизнь духовную, а украсят ее добрые дела, совершенные нами во славу Божию. Мы всем должны помогать, жить уже не для себя, а для других, и тогда наша жизнь наполнится смыслом, духом, любовью. Богатство будет накапливаться в нашей душе. Человек, живущий свято, откликается на зов ближнего, на его горе и радость, вместе с ним переживает. "Моя хата с краю" - это принцип людей, живущих без Бога. А люди святые богатство своих душ посвящают Господу, отдают Ему свои жизни. Так сбываются слова Божий: "Царство Божие внутрь вас есть" (Лк. 17,21).

Дай, Господи, всем нам прожить так, чтобы мы могли сказать вслед за апостолом: "Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть холод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу во укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил. 4, 12-13).

Известны случаи из жития святых, когда их души восхищались и созерцали обители рая или адские места. Ближние знали, что состояние уснувшего непостижимо их сознанию и что это особый промысел Господень...

Многое, происходящее с нами, подчас необъяснимо... Со мной в юности был удивительный случай. Иду с работы домой. Вхожу в дом, мама готовит ужин. Около девяти вечера. Я сел на диван и стал думать: что же такое душа? Думаю: "Тело я вижу, могу сам его пощупать. А душа, где она? Какая она?" Только подумал, как оказался идущим по пути к дому. Только что шел и снова иду. Вижу дорожку, в снегу протоптанную, я по ней иду и думаю: "Вот, интересно! Сейчас только что я сидел дома на диване, а теперь я подхожу к дому!" Вижу дом, подхожу, берусь за ручку двери, открываю, - ив это время чувствую себя сидящим на диване. Захожу, осеняю себя крестом, - и продолжаю сидеть на диване, и осеняю себя крестом. Подхожу к иконам, осеняю себя крестом, прикладываюсь к иконе и думаю: " Как интересно! Я стою у иконы и в то же время сижу на диване. Раздвоился". Видение это быстро прекратилось. Так Господь показал, что человек состоит не только из одной плоти, в каждом есть разумная безсмертная душа.