О духовности

Что такое "духовный человек"? Духовность дается человеку Богом или ее можно наработать? Как?

Господь нам помогает, но мы и сами должны карабкаться, просить. Ребенок протягивает руки к матери, но она не берет его; он плачет, ручки тянет; она сжалится и возьмет его на руки. Так и наша душа должна постоянно стремиться ко Господу. Недаром и священники, молясь, простирают руки к Господу, просят, и Господь посылает Свою милость. Он принимает душу в Свои объятия, милует ее, ласкает. На такой душе уже почивают мир, тишина и покой, человек становится духовным. Он ни с кем не скандалит, ни на кого косо не смотрит. Что случилось неприятное - открывает душу на исповеди, просит прощения, но не замыкается в этой неприятности. Диавол обязательно так устраивает, что у нас появятся мысли: "На меня вон та сестра посмотрела не так, как положено. Раньше она проходила мимо меня с улыбкой, а сейчас идет и не улыбнется. Мне кажется, что она думает обо мне плохое. Она меня презирает, она обо мне рассказывает другим". Вот так мы себя накручиваем - это называется мнительностью. Душа расстраивается. А надо сразу же после того, как диавол сомнение вложил, сказать: "Отойди от меня, сатана! Никто обо мне не думает плохое, не говорит. Все прекрасно, все хорошо. Отойди от меня! Не хочу слушать! Господи, помилуй. Господи, прости! " и сразу же надо молиться. И бес отойдет, как побитый пес. Ведь бывает, что та сестра, которая когда-то нам улыбалась, тоже может испытывать душевный разлад. Надо работать над собой, постоянно совершенствоваться. Это и называется духовностью.

Как стать духовно богатым?

Надо начать с покаяния, Одна вера еще ничего не дает: и бесы веруют в Бога, знают, что Он есть, трепещут перед Ним, но в огонь пойдут, потому что в гордыне своей утратили способность перед Ним каяться.

Вера дает человеку право переступить через порог храма. Без исповеди человек пойдет по дороге спасения с завязанными глазами, связанными руками и ногами. Далеко ли он так уйдет? Нет. Священник должен дать наставления: что читать, какие молитвы, какие книги, как бороться с той или иной страстью.

Душа с молитвой оживет, возрадуется. Молитва напитает ее, если человек постоянно будет обращать свой ум к Богу. Господь даст нам жизнь духовную, а украсят ее добрые дела, совершенные нами во славу Божию. Мы всем должны помогать, жить уже не для себя, а для других, и тогда наша жизнь наполнится смыслом, духом, любовью. Богатство будет накапливаться в нашей душе. Человек, живущий свято, откликается на зов ближнего, на его горе и радость, вместе с ним переживает. "Моя хата с краю" - это принцип людей, живущих без Бога. А люди святые богатство своих душ посвящают Господу, отдают Ему свои жизни. Так сбываются слова Божий: "Царство Божие внутрь вас есть" (Лк. 17,21).

Дай, Господи, всем нам прожить так, чтобы мы могли сказать вслед за апостолом: "Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть холод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу во укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил. 4, 12-13).

Все говорят "духовность". А где ее набраться?

Как-то беседовал с одной женщиной. Говорит: - Побывала я в вашем монастыре, поисповедовалась, причастилась, послушала богослужение. Обновленная, жизнерадостная приехала домой, а муж некрещенный... И опять в эту же бытовую грязь... Все та же жизнь греховная. И так больно было душе.

Поделился с ней:

- Мать, не скорби. У меня то же самое было.

Был шахтером, дали отпуск, и я поехал по святым местам. Раньше ездили не так, как теперь. Нынче заедут в монастырь на час, к святыням приложатся и исчезают, едут дальше. Раньше жили неделями при монастырях, послушания исполняли. За неделю можно много увидеть. Л духа благодатного у святынь набраться, надолго хватит.

Когда приехал домой и пошел на работу, то одно только и слышал: хулу на Бога, мат. И было это противно, так больно душе... Господь меня спас, как говорится: "из грязи да в князи", я поступил в духовную семинарию. И тебя Господь не оставит. Главное - душой стремиться к Спасителю, и Он всегда будет помогать.