О духовном зрении

Что происходит с человеком, его духовным зрением? Почему иногда мы видим ближнего, события и нормально, спокойно на все реагируем, а в другой раз воспринимаем все обостренно и наша душа ранится?

Когда человек находится в благодатном состоянии, он всех видит хорошими, а если и замечает какие-то нестроения, с любовью прощает их ближнему и не теряет при этом душевного мира. Когда же мы попадаемся на удочку беса, принимаем посланные им помыслы за свои, начинаем терять душевный мир, помрачаемся. Помрачаются и наши духовные очи, все мы начинаем видеть искаженно, как в кривом зеркале. Поступки ближнего и его слова начинают казаться нам нестерпимыми; приходят осуждение, ропот, и мы окончательно помрачаемся. И это состояние для тех, кто не кается, гибельное.

Например, человек имел крепкую веру, за которую был готов идти на смерть. Но вот он совершил какой-то грех, не исправил его жизнью и покаянием, потом добавил к нему гораздо больший грех и снова не покаялся. От этого человека ушла благодать Господня, помрачился его разум. Душа его стала черной. Если есть на совести человека какой-то смертный грех, то не часть души, но вся она чернеет. Сказано: нарушил одну заповедь - нарушил весь закон.

И этот человек, имевший крепкую веру и готовый умереть за Христа, нарушил крепость своей веры. Только в сознании остались воспоминания о чистых днях его жизни, на душе же у него великая тяжесть, тоска, уныние.

Почему мы об этом говорим? Многие, с детства с бабушками или мамами любившие ходить в церковь, причащавшиеся, исповедовавшиеся в грехах, когда достигли совершенных лет, забыли о Боге. Мир с пороками и страстями повлек к себе, и они оставили мир Божий. А ведь сказано, что "дружба с миром есть вражда против Бога" (Иак.4,4), "не любите ...того, что в мире" (1 Ин.2,15). Но человек, увлекаемый демонами, ловится на удовольствиях, на бытовых удобствах, на сребролюбии, полностью погружается в заботы мира сего. Тускнеет его вера, помрачается разум души, и он отпадает от Церкви-Матери. Так рождается вражда против Бога, против святости. Он начинает посмеиваться над верующими людьми, начинает делиться в газетах своим "опытом", пробирать дела Церкви и видеть все в негативном отображении.

За семьдесят лет советской власти очень много грязи было вылито на Церковь. А кто поносил, злобно писал о Церкви? Люди, которые отпали от нее и, помрачившись, озлобились. Подобно тому, как сатана был ангелом Божиим, принимал от Него тайны мироздания, возгордившись, помрачился и отпал от Бога, А без Бога нет любви, но только зло. Поэтому для отпавшего от Церкви все нечисто. "Чистому все чисто", а грязному все грязно.

Чистый душой все покрывает. Доводилось видеть старцев, умудренных опытом благодатной жизни, которые жили в постоянном общении с Богом. Такие люди не обращают внимания на то, кто как себя ведет. Не обращают внимания, кто к ним подошел - убийца, блудник или человек чистый. Немощи, грехи, недостатки - это болезни души человеческой, и такие старцы знают, что должны помогать людям исцелиться от этих болезней. Их самих Господь исцелил, значит, и они теперь должны врачевать души словом благодати Божией. Они набираются благодати, света, потому другие и тянутся к ним. Старцы своим светом всем помогают, даже одним своим видом благодатным. Когда человек совершил какой-то тяжелый грех, старец его не обличает, а ждет, когда его чадо покается. А когда дождется покаяния, то просто обласкает с любовью. Он радуется как добрый пастырь о заблудшей и вернувшейся овце, что человек раскаялся, пред Богом очистился. Это основа нашей жизни - жить свято, жить по Евангелию.

По святым отцам мы знаем, что люди достигшие духовного совершенства, считают себя хуже самого последнего грешника. Не лицемерие ли это? Мы понимаем, да и подвижник сам понимает, что он молится, постится, никакого зла никому не причиняет...

Весь секрет тут в чем? Человек достиг такой чистоты, что у него открылись духовные очи и он в своей душе увидел бездну грехов. Это его нормальное состояние. И чем больше он молится, постится, смиряет себя, тем чище он становится, тем нестерпимее видеть ему в собственной душе любое, самое маленькое пятнышко греха. На фоне всей чистоты оно кажется огромным. И все силы этого человека направлены на уничтожение греха.