О добродетелях

Что такое настоящий христианин?

Господь смотрит на нас, ждет от нас подтверждения нашей веры. Потому мы должны быть активными, живыми христианами.

Не скажу, что я особо активный, но было и у меня в жизни время гонений. В церковь ходил, молился, и власти очень восстали против: юноша пришел из армии, занимается спортом и вдруг - ходит в церковь! Молится! В газетах были статьи, по радио несколько передач, где говорилось о нашей семье. Когда пришло время, я принял сан священника, я в рясе везде был: и в отпуске, к на каникулах. Где бы ни был, везде в священнической одежде. Ни с кем специально в разговор, агитирующий за веру, не вступал, но сам вид действовал на людей как проповедь за веру Христову.

Ехал как-то в поезде, сидел в купе, мне начали вопросы задавать. Люди сами интересовались. Я отвечал. Весь вагон приходил послушать, поспрашивать. Люди сменяли друг друга. А в Минводах утром в четыре часа сошел, оглянулся - по окнам вагона все встали, руками машут: "До свидания, батюшка!" Друг друга разбудили, чтобы проводить. Это трогательно. В этом я увидел, что люди тянутся к Богу. А веры я им не навязывал, просто отвечал на вопросы. Внешний вид, церковное одеяние, монашеская одежда говорили сами за себя.

Человек может быть таким, что сам образ его жизни будет проповедовать Христову веру. В миру я ездил по многим монастырям, видел многих монахов. Бывало, и не разговаривал с ними, но сразу видел, что они за люди - их духовное состояние отражалось на внешнем облике. Однажды был я во владимирском соборе г. Киева. Мне подсказали, чтобы я подошел к одному священнику. Он уже тогда был слепой, старый. Попросил я у него благословения. Сидел он в уголочке на маленькой скамеечке. Спросил:

- Как тебя звать?

- Александром.

Он меня осенил крестом, и я почувствовал от него благодать такой силы!.. После этого благословения всю службу простоял в духовной радости. Этот дух я до сегодняшнего дня помню. Это - Дух Христов. Он отпечатывается в людях и отражается на их душах.

Многих встречал, кто не имел сана, но прекрасно знал Священное Писание. Они не навязывали своего знания о Боге. Им вопрос задаешь, они отвечают, а Господь на эти ответы Свою благодать дает, и все это запечатлевается в душе. Вот это и есть проповедь Христова.

Есть ли добродетели, которыми можно было бы гордиться?

В покаянные дни Великого поста Святая Церковь обращает нашу мысль к евангельским событиям, к образам мытаря и фарисея.

"Боже, милостив буди мне, грешному", - из глубины души со смирением взывал ко Господу мытарь, всеми презираемый сборщик податей. И в это же время фарисей, внешне исполнявший церковные установления, в душе гордился своими внешними добродетелями и считал себя праведным.

Кто мы в нашей жизни пред Богом - мытари или фарисеи? Есть ли у нас добродетели, которыми мы могли бы гордиться? И вообще, можно ли рядом поставить добродетель и страсть?

Вспомним Библию: с гордыни началось падение - ангел Господень отпал от Бога. Со смирения началось спасение - Господь умалил Себя, смирил до человека.

Когда Адам был в Раю, Господь послал ему в помощь животных, птиц. Адам нарекал всем имена. Пока человек не знал греха, все животные были смиренные, слушались его. Но после грехопадения все твари стали страдать и мучиться.

И сейчас, когда человек достигает великого смирения - состояния первозданного Адама, может повелевать животными. Он их не дрессирует, как в цирке, дикие звери сами служат ему. Животные чувствуют этот дух и склоняются перед человеком, смиряются. Когда на арену колизея выпускали на христиан диких зверей, то они тихо подходили к ним, склоняли свои гривастые головы, лизали им руки и ноги. Так человек смирением достигал чистоты Адама, пока он еще не знал греха.

Гордый человек никак не может смириться перед Богом. Начинаются его страдания, истерики, уныние, отчаяние. Очень много надо пострадать за свою гордыню, но, как только он смиряется, сразу все страдания прекращаются, душа умиротворяется, успокаивается.

Однажды преподобный Макарий Великий со своим учеником шел по пустыне. И для того, чтобы не пустословить, отправил его вперед, а сам пошел сзади, погруженный в молитву.

Ученик встретил языческого жреца. Тот нес на себе какое-то полено. Ученик ему говорит: "Куда бежишь, демон?" Тот обиделся, снял с плеча полено и хорошо отходил его этим поленом. Избил и пошел дальше. А ученик остался лежать, идти он не мог. Встретил жрец преподобного Макария. А тот ему ласково говорит: "Здравствуй, трудолюбец". Эти слова так поразили язычника, что он остановился и спросил:

- Почему ты так мне говоришь?

- Вижу, что ты пребываешь в труде, несешь тяжелую ношу.

Совсем остановился жрец, умиротворился от этих слов и говорит:

- Тут какой-то монах шел, такой злой. Обозвал меня демоном, я его избил, а ты, я вижу, Божий человек.

Упал ему в ноги и просит:

- Хочу быть таким же, как и ты. Сделай меня монахом!

Взял преподобный его с собой. И когда они дошли до того места, где жрец встретился с учеником, то увидели его и, подняв, привели в монастырь. Этот жрец стал монахом, и монахом настоящим. Братья удивлялись, каков он был смиренный по жизни. Многих язычников примером своей жизни он привел к Богу.