О браке

Знакомая страдает от одиночества. Я молюсь за нее, чтобы Господь послал ей венчанный брак. Есть ли специальное молитвенное правило об этом?

Тут надо иметь личную молитву. Если есть какая-то конкретная нужда, нельзя только утренними и вечерними молитвами "отделываться". Помимо ежедневного правила надо уметь говорить с Богом. Допустим, пришла к вам подруга; если Вы ей доверяете и она Вам близка, все проблемы расскажете. Даже сокровенным поделитесь: и про болезни, и про работу, и про родных. Самым близким должен быть для нас Господь. Господь постоянно ждет нашего обращения к Нему, готовый прийти на помощь и исцелить наши душевные болезни. С Ним мы должны делиться прежде, чем с подругой, своими скорбями, рассказать о своих нуждах, печалях, заботах. Надо приучить себя постоянно обращаться к Нему, говорить с Ним. Можно даже разговаривать с ближним, а сознанием стоять перед Богом, внимая, что Он нам пошлет через ближнего.

Святые люди многого Богу не говорят. Они так умеют жить, так стоять перед Богом, что это заменяет многие слезные, коленопреклоненные молитвы других. Они стоят перед Ним чистым сердцем, внимая, что Он им пошлет, и смиренно все принимают. За это смирение Господь заботится и ограждает их, как истинный Отец Небесный, дарует им благодать. Они стоят перед Ним в благодати и чувствуют себя в полной безопасности от напастей. Это состояние и есть безсловесная молитва святых людей. Оно даруется за чистоту сердца, отданного Богу. Помните: "Чадо, даждь Мне твое сердце". Эти люди так покорились Богу, что совсем забыли себя.

Всем нам надо учиться молиться и словами, и мыслями, всей душой. Потому что сердце - это престол, с которого душа должна возносить свои молитвы к Богу.

Когда мы молимся, душа посылает свои прошения Господу, и Господь дает ответ. Душа, настроенная на такой разговор, чувствует ответ. Обязательно чувствует, что Господь услышал и принял ее заботы на Себя. Мы должны заканчивать свои молитвы так: "...Господи, не как я, но как Ты, да будет воля Твоя", полностью предавая свое прошение в Его волю. Он лучше нас знает, будет ли просимое полезно для дела нашего спасения.

Например, нашли мужа. Пусть он и православный, а по духу может не подойти. Начнутся мучения, грехи. А если обратиться к Богу, Господь пошлет того, кто станет настоящим спутником и в этой жизни, и в потустороннем мире.

Апостол Павел говорит: "Хорошо человеку оставаться так (одному). Впрочем, если и женишься, не согрешишь. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль" (1 Кор.7, 26-28).

Можно ли венчаться в храме без регистрации брака в ЗАГСе? Как подготовиться к венчанию?

Конечно, вас могут повенчать и без регистрации, но кто может поручиться, что ваш венчанный супруг не имеет уже гражданской или тоже уже венчанной жены? Такие случаи бывали: к священнику приходит первая супруга и выговаривает: "Почему вы моего мужа повенчали? Он мой законный муж, у нас и печать в паспорте есть!"

Супружескую пару, которую священник хорошо знает, может повенчать и без справки из ЗАГСа. Ведь до венца они к нему постоянно ходили на исповедь, причащались, жили церковной жизнью.

Но надо помнить, что все таинства в Церкви совершаются только над верующими людьми. Те, кто истинно веруют, перед венчанием должны покаяться во всех грехах, причаститься. Крепко помолиться Богу и Матери Божией, чтобы Они укрепили их брак и Сами вели их по жизни под Своим Покровом.

Мне сказали, что можно обвенчаться заочно. Женщина преклонного возраста, сидит в тюрьме, как ей можно повенчаться?

Если мы когда-нибудь будем голодны, то можем покушать заочно.

Православные так не делают. Конечно, много бывает в жизни искушений, но чтобы додуматься до заочного венчания... Слышал, что есть такие люди, так "заботятся" о своей душе, что еще при жизни заказывают свое отпевание, говорят: "А вдруг нас после смерти никто не отпоет". Вот такие "чудотворения".

Все таинства совершаются очно.

Как исключение, возможно отпевание заочно. Была война, много людей погибло. Не всех погибших можно было тогда найти. Вот и начали отпевать заочно.

А если человек в церковь ходил, то его отпевают очно. Церковь молится за него. Его ближние, знакомые по храму поминают на службах, надеясь на его молитвы в жизни потусторонней.

Можно ли подавать записку на проскомидию за сына, который в храм не ходит и живет в гражданском браке без венца?

Если он не против Бога, то можно. Порой люди живут с огрубевшей душой и в храм никак не могут собраться прийти. Почему сейчас многие, имея детей, редко ходят в церковь, детей покрестят, а потом их не видно на службах? Потому, что они подпав под вражеское влияние, поверили негодным мыслям и не стали их говорить на исповеди, признаваться Богу в своем падении. А за мыслями приходят блудные страсти, поступки. Человек в этом не кается, стыдится, и благодать Господня от него отходит. Он перестает чувствовать в себе Господа, начинает привыкать жить без Него, по своей воле. Становится пустым, безблагодатным, а от этого начинается внутреннее раздражение, непослушание ближним, упорство. У такого человека одна цель: напитать, усладить брюхо, выпить, посмотреть по видео что-нибудь непотребное. Душа жаждет благодати, а где ее, кроме храма, найти? В телевизоре? Там специально всякую гадость показывают, чтобы развратить народ и духовно уничтожить Россию. Когда человек оставляет духовное и переходит на все плотское, он начинает уподобляться животному. Жизнь его становится плотской, примитивной. Какое уж тут высшее творение Божие, когда человек попрал в себе искру Божию - свою безсмертную душу! В нем только одни страстные помыслы, ни одной мысли о безсмертном и вечном! Жизнь без молитвы, без общения со своим Творцом - разве это жизнь?

Какова цель брачного союза?

Когда люди вступают в брак, венчаются, то они принимают от Бога благословение: жить вместе, рожать детей для того, чтобы воспитывать их в православном духе. Это цель православного союза - брака. Если же супруги начинают предохраняться от зачатия, значит, их ложе - для удовлетворения плотских страстей, а не для исполнения благословения. Господь решает, даровать дитя или нет. Когда же человек сам решает - это противно воле Божией и прогневляет Его.

Предохранение запрещено даже в католической церкви. Сколько Господь даст детей, столько супруги должны родить и воспитать.

Среди эмансипированных женщин ходит такое возражение: "Зачем же нищету плодить?" Если будете жить по воле Божией, Господь вас прокормит. Каждому новому человеку Господь даст и дождя, и солнца, и хлеба, и плодов. А вот если будете предохраняться или делать аборты, тогда лишимся нации, благодати, спасения, всех благ земных и небесных.

Многих, кто нарушают естественный ход отношений, совесть обличает. Женщины чувствуют, что, предохраняясь, они теряют настоящую любовь, что аборты - это убийства собственных детей, Но некоторые так привыкли, что уже и не чувствуют этого, не замечают, что творят великий грех.

У меня внучка вышла замуж за сектанта, сейчас ждет ребенка. Очень волнуюсь за нее: что-то неправильно идет ее беременность.

Единственный выход для этой бабушки, по слову апостола Павла, молитва. Читайте Псалтырь и на каждой "Славе" поминайте ее. Псалтырь и Евангелие - две главные нити, которые ведут нас на Небо. Будете молиться - себя будете спасать и ближних своих.

Представьте себе: вдруг кто-то в реке начал тонуть. Кто может ему помочь? Только тот, кто чувствует почву под ногами, кто сам умеет хорошо держаться на плаву, может подать палку, веревку или руку. А если мы не умеем плавать, то не сможем помочь утопающему. Сами погибнем и его не спасем. Поэтому надо усиленно молиться, постоянно ходить в церковь и стоять всю службу, со вниманием слушать, что говорят священник, дьякон, что поют певчие на клиросе. Сразу не все поймем, но со временем привыкнем и будем узнавать ход службы. Надо строго соблюдать все посты, среду и пятницу, начиная от юности, покаяться во всех грехах и постоянно пребывать в молитве. Тогда мы не будем чувствовать преграды во время обращения ко Господу. Будем чувствовать, что Господь нас слышит. А если мы с неочищенной, черной душой будем взывать к Нему, наши грехи, как огромная каменная стена, встанут между Богом и человеком.

Сын собирается жениться. Мы с мужем говорим, что им надо повенчаться, чтобы Господь благословил брак. Они не против, но боятся ответственности.

Человек встретил свою "половинку" и решил связать себя брачными узами, чтобы иметь свою семью. Если он искренне верующий и девушка тоже, то они связаны с Господом. Ведь Бог - это Источник жизни и любви. Венчание будет полезно для них. Когда они наденут кольца на пальцы, это будет означать для них вечность союза. Как у кольца нет конца, нет выхода, так и они навсегда связывают себя друг с другом, и скорби, и радости им предстоит делить поровну. "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф.19,6).

Если молодые люди в церковь не ходят, Богу не молятся, то они с Богом не имеют общения. Вступают в брак, а Бога - Источника любви - между ними нет, значит, их союз не имеет любви. Вероятно, есть страсть, влечение, но не любовь. Родители настаивают, чтобы дети повенчались. Говорят: "Мы ваш брак не признаем. Он Богом не узаконенный". Дети в угоду родителям венчаются, но не живут в Боге. Поживут несколько месяцев, увлечение пройдет, плотская любовь приедается, начнутся скандалы, и разбегаются "дети" в разные стороны. Разводятся. Потом сходятся с другими мужчинами и женщинами, начиная творить прелюбодеяние.

А если священник видит, что мирянин не готов и к браку?

Если священник видит, что человек болен, одержим страстями, например, винопитием, наркоманией, невоздержан на язык, поступки, он может посоветовать: "Тебе еще рано вступать в брак, потому что союз ваш - до первой пьянки, скандала. Обязательно будет развод". А примет этот совет человек или нет - на его совести. Священник может только посоветовать, но не настаивать. Так же и с монашеством: священник видит, что человек не годен для иночества. Если придет в монастырь, многие от него будут страдать и мучиться, потому что характер крутой, сам невоспитанный, невыдержанный, будет только соблазном в монастыре, потому и советует ему пожить в миру, подготовить себя.