О богослужении

Какую силу имеет проскомидия?

Один афонский монах получил сообщение из России, что его знакомая умерла. Он взял просфору, вошел в алтарь и подал служащему иеромонаху: "Батюшка, помяни о упокоении" и назвал имя. Только тот взял в левую руку просфору, а в правую копие, монах справа от жертвенника увидел умершую. У нее было такое стремление увидеть приносимую за нее жертву! Как только частица была вынута, на лице умершей появилась радостная улыбка, и ее не стало. Служащий иеромонах отдает монаху просфору, а тот не может ее в руки взять. Его спрашивают: "Что с тобой? " Он, еле собрав силы, рассказал виденное. Понимаете, какую великую силу имеет проскомидия, как она важна для тех, кто перешел в тот мир! Они за себя уже молиться не могут, ждут молитв родственников и близких.

Что означает слово "оглашенные", когда диакон произносит "оглашенные, изыдите"?

Это слово означает человека, который огласил (сказал всем) желание стать православным христианином и принять крещение. Когда в церковь приходит некрещеный человек и говорит о том, что он желает креститься, священник беседует с ним и назначает время испытания. В церкви этот человек объявляется как оглашенный; он может быть на первой части литургии, т.е. литургии оглашенных, слушать чтение апостола, Евангелия, проповедь, наставления. После возгласа "оглашенные, изыдите" оглашенные должны выйти из храма, т.к. начинается литургия верных, когда остаются только крещеные, православные люди.

Когда диакон призывает на литургии: "Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните", всем ли христианам надо преклонять головы?

Это обращение к оглашенным, т.е. некрещеным, но собирающимся принять крещение, но головы должны преклонять все: и крещеные, и некрещеные. Ведь и мы с вами, хоть и приняли крещение, сравнялись с оглашенными своими грехами. Мы недостойны входить в храм Божий, где уж нам браться рассуждать - поклониться или не поклониться Господу нашему Иисусу Христу. Должны смиряться и с оглашенными стоять, склонив голову. У них внутри горячее желание стать православными христианами - "верными", у нас же ничего, кроме грехов и нечистоты нет.

Почему гасят свечи во время чтения Шестопсалмия?

Чтение Шестопсалмия - это переход от вечерни к утрене, от Ветхого Завета к Новому. В Ветхом Завете не было того Света, той Славы, которые принес в Новый Завет Иисус Христос. Недаром на литургии Преждеосвященных даров поется: "Свет Христов просвящает всех".

Что означает каждение во время службы?

Когда в Эдемском саду жили первые люди Адам и Ева, они видели красоту Господню, ходили по саду и славили Бога. Храм - это Эдемский сад. Во время богослужения открываются Царские Врата, алтарь и весь храм становится раем. Священник символизирует Адама, а диакон со свечой - Еву. Они ходят по храму, каждением прославляют Господа, и хор поет: "Дивны дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси... " Каждение - это возношение молитвы, благодарение. А потом кончается песнопение, закрывают Царские Врата. Это напоминание о том, что свершилось грехопадение первых людей, они изгнаны из рая, потому диакон выходит из алтаря и возглашает на солее - огненной реке, отделяющей рай от земли: "Миром Господу помолимся. О свышнем мире, о спасении душ наших Господу помолимся... "

Что означают зажженные свечи и лампады?

Свеча символизирует собой человека. Человек имеет тело и душу. Свеча тоже состоит из воска и фитиля. Но свеча незажженная особой ценности не имеет, она мертва. Так и человек, если у него нет веры в Бога, если в нем не горит Божественная благодать, - мертв пред Богом. Горящая свеча, как и лампада - это жертва Богу, благодарение за Его благодеяния. И неважно, сколько стоит свеча. Каждый покупает по своим возможностям, Господь любую жертву принимает, была бы она от чистого, сокрушенного сердца.

Что означают слова из Литургии: "Святая - святым"? Почему при произнесении этих слов все делают земной поклон?

Во время Евхаристического канона происходит преосуществление хлеба и вина в Истинные Тело и Кровь Господни. Хор в это время поет: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим... " На дискосе - Тело Христово в виде хлеба. Когда диакон говорит: "Вонмем", тогда священник берет Тело Христово, поднимает и говорит: "Святая - святым". Тело Христово свято, кому Оно может преподаваться? Только святым, очищенным исповедью душам. Поэтому перед этой Святыней и делают земной поклон.

Когда диакон кадит храм, как вести себя людям: повернуться к нему лицом или к алтарю?

Когда диакон идет с кадилом, кадит иконы и стоящих людей, все должны повернуться лицом к нему. Почему он кадит человека? Потому, что каждый человек имеет образ Божий. И хотя мы и грешные, нас кадят как святых, поскольку мы крещеные и посвящены Господу.

Можно ли сразу уходить из церкви после Причащения?

Некоторые христиане считают, что с Божественной Литургии можно уходить, как только пропоют "Отче наш". Но есть апостольское правило, в котором сказано, что этого делать ни в коем случае нельзя, такие люди отлучаются от Церкви. Разрешается уйти после слов священника: "С миром изыдем". А тем, кто причащался, надо быть до конца, выслушать благодарственные молитвы.

Что такое Божественная литургия, и почему душа человеческая стремится в храм?

Сказано в Священном Писании: мир будет стоять до тех пор, пока не прекратится жертвоприношение. Как только перестанут приносить за Божественной литургией Безкровную Жертву, мир будет уничтожен. А Церковь Христова будет существовать, пока на земле останутся хотя бы один православный епископ, священник и мирянин. Пусть будут уничтожены все остальные - полнота благодати сохранится в этих трех душах.

Жертвоприношение - это особый момент в жизни каждого человека. Самое главное - это Божественная литургия, где идет единение человека с Богом в святом таинстве причащения.

Мы не раз говорили, что для Бога времени нет. Для Него один день как для человека тысяча лет и тысяча лет как один земной день. По нашему человеческому времени, Две тысячи лет тому назад Господь наш Иисус Христос принял человеческую плоть и под ее покровом жил на земле тридцать три с половиной года. За грехи народа Он принял позорную смерть на Кресте: так совершилась Всемирная кровавая Жертва за весь род человеческий.

На Божественной литургии во время чтения третьего и шестого часа служащий священник совершает на жертвеннике проскомидию. Он берет большую просфору (она называется Агничной) и вырезает Агнца Божия. Почему Агнца?

Помните, у Адама были сыновья Авель и Каин. Авель пас овец и самую чистую овцу приносил Богу - агнца непорочного, молодого ягненка. Сама по себе просфора символизирует Матерь Божию. Из нее особым орудием, копьем, вырезается кубик - Агнец. Снизу он не до конца разрезается на четыре части. На просфоре сверху выдавлена при выпечке печать: буквы Имени Божия "ИС ХС" и слово "НИКА". Эти части кладут на дискос. Из других служебных просфор вынимаются частицы за святых, о здравие и упокоении прихожан и их ближних.

Когда заканчивают читать третий и шестой час, священник читает молитвы "Царю Небесный", "Слава в вышних Богу", трижды поднимает руки и просит Господа о милости. Диакон произносит: "Время сотворити Господеви. Владыко, благослови". То есть настало время творить Самому Богу. И священник благословляет начало литургии.

Сам Христос в лице священника будет приносить Себя в Жертву, но уже не кровавую, а безкровную. Христос на Тайной Вечере сказал: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк.22,19).

Так начинается Божественная литургия. Как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, в это время храм становится Небом. Мы, переступая через порог храма, переступаем с земли на небо. Здесь, восседая на херувимах, невидимо присутствует на престоле Сам Господь. Поэтому мы делаем поклоны в сторону Престола: кланяемся Живому Богу. Невидимо присутствуют в храме вся Небесная Церковь: Матерь Божия, Херувимы, Серафимы, Архангелы, Ангелы, ветхозаветные патриархи, пророки, апостолы, святители, мученики, праведные.

Давайте представим великое множество храмов, стоящих по всему лицу земли. В них идет безкровное Жертвоприношение. Если мысленно стены храмов убрать, то увидим: здесь множество народа и здесь, и здесь, - и все они приносят одну и ту же Безкровную Жертву. Все сердцами обращены навстречу Богу, все вместе составляют Единую Церковь.

Вся жизнь Христа проходит в действиях литургии. На службе бывает малый вход, когда священник и диакон выходят на амвон с Евангелием. Малый вход - это Христос вышел на общественную проповедь. Великий вход бывает во время пения "Иже Херувимы..." В это время никто на колени не становится: таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню еще не совершилось. Выносят Чашу и дискос, копье, крест - то есть орудия пыток. Христос добровольно идет на страдания. В этот момент Престол становится как бы крестом, на котором сейчас будет распят Господь наш Иисус Христос. Он ежедневно идет за наши постоянные грехи на крест, принося Себя в Жертву умилостивления Отцу. Поэтому и называется эта жертва Всемирной.

Самый главный момент литургии - евхаристический канон - наступает после того, как народ, стоящий в храме, пропоет "Символ веры". После него диакон говорит такие слова: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити". Все должны стоять прямо, со вниманием. В этот момент совершается самое главное действие - преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь Господни.

Диакон поднимает дискос и Чашу, а священник, трижды поднимая руки, говорит: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся", обращается к Духу Святому, читая особую молитву, благословляет хлеб и вино. Хор поет:

"Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим..." В этот самый момент происходит преложение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Господни. В алтаре священнослужители и все, кто там служит, осеняют себя крестом, делают земной поклон. Они поклоняются Живому Богу. Тело Христово раздробляется на части, высыпается в Чашу.

После того как пропоют "Отче наш", священник поднимает Тело Христово и произносит: "Святая святым". То есть святое Тело Христово - кому? Святым людям.

Священнослужители принимают причастие.

Когда выносят Чашу к народу, произносят: "Со страхом Божиим и верою приступити". Все, кто находится в храме, делают земной поклон: в Святых Тайнах вышел к Своим детям Сам Господь наш Иисус Христос.

Те, кто подготовил себя: подходил на исповедь, принес покаяние в грехах, примирился со всеми, постился телом, усиленно молился, с утра ничего не вкушал и не пил, со страхом Божиим приступают к Чаше. В этот момент и идет единение Бога с человеком. Каждому причастнику дают частицу Тела Христова, напоенную Кровью. Но в этом великая тайна Божия: мы получаем не часть Тела - в каждого входит Живой Христос. Как это понять? Тело Христово одно и, разделяясь на части, в каждой части несет целое, Живого Бога. Один старец благодарил Господа: "Господи Боже! Ты удостоил меня сегодня причастия, и я не могу постичь: мои ноги уже не мои, но Твои. И руки, и глаза, и голова - все Твое!" Что выше этого: Творец присутствует в твари Своей!

Надо подчеркнуть, что человек единственный из всего творения Божия имеет это великое счастье, эту радость. Даже ангелы закрывают крыльями свои лица, не могут прямо взирать на Господа. Ангелы - чистые, святые, безгрешные. А мы - люди грешные - удостоились такой милости: через таинство покаяния очищаемся и пользуемся великим даром Христа Спасителя, который Он оставил нам после Тайной Вечери.

Мне часто приходится исповедовать людей, которые На вопрос "Когда причащалась?" отвечают:

- Неделю назад, батюшка.

А начинаешь проверять, спрашивать главные грехи (они обычно у каждого есть):

- С мужем венчалась? - Нет.

- Каялась ли в этом?

- Нет. Многие тогда не венчались. Только в загсе расписывались.

- С другими мужчинами жила?

- Да, жила.

- А сколько их было?

- Ну, сколько... двадцать... Или слышишь:

- Где-то пятьдесят, сто.

- А на исповеди говорила об этом?

- Меня не спрашивали.

- Аборты?

- Были.

- Сколько?

- Много. Пятьдесят.

У меня даже были такие старушки на исповеди, которые по семьдесят-восемьдесят абортов сделали за жизнь.

- Каялась?

- Нет.

- А в чем ты тогда на исповеди перед причастием каялась?

- Так нас никто не спрашивал.

- Ты что, своих грехов не чувствовала?

- Ну, говорила, что возмущалась, осуждала, с мужем ругалась, обижалась на него, соседку осуждала: гуляет много.

Комара оцеживаем, а верблюда поглощаем. Вот это страшно! Такой человек, когда приступает к Чаше и принимает в свои уста Творца вселенной, Бога, причащается недостойно, ангелы лишают его причастия. После причастия в своей грешной душе он не чувствует ни радости, ни мира, ни благодати. Наоборот, становится раздраженным, вспыльчивым, резким. Приходит домой - все в разные стороны летит.

У апостола Павла написано в послании к Коринфя-нам: многих недостойно причастившихся постигают болезни, внезапные смерти, вечное осуждение (1 Кор.11, 29-30). Например, мать причастилась в осуждение, пришла домой, снимает пальто: "Дочка, приготовила кушать?" - "Мам, я не готовила..." - "Как так?! Ты что здесь делала?" И начинается шум и скандал. Конечно, этот человек не способен принять в себя Живого Христа. В такую нераскаянную, грязную душу Господь войти не может.

Что дает душе литургия?

Расскажу из личного опыта. Монастырская жизнь особая. Так душа привыкает каждый день присутствовать на литургии, что, если даже по уважительной причине пропустишь, уже тоскует. На душе тревожно: как это так, я не был на литургии?

Учился в семинарии. Проучился месяца два, а потом спросил у инспектора, можно ли пораньше вставать. И мне благословили. Просыпался и спешил в Троицкий собор на полунощницу, а потом в Академический храм на раннюю литургию. Всю службу стоял. А потом сразу на завтрак.

Ребята, которые спали до семи часов, шли к преподобному Сергию, прикладывались, брали благословение. За это время я успевал просмотреть урок и был готов к ответу на вопросы преподавателя.

Если же не всегда ходил на литургию, то чувствовал, что потерял что-то дорогое. Не был на Божественной литургии - лишился чего-то очень важного.

Приучим себя постоянно быть на утренней службе и увидим, как это ценно.

Говорил на днях с одним водителем. Он нецерковный человек, как говорится, "сырой, необработанный материал". Не знает, что такое литургия, что такое молитва.

- Знаешь, если в машине включить все приборы, то аккумулятор через пять-шесть часов сядет. Человек при думал генератор. Работает машина, генератор заряжает. И аккумулятор года четыре в силе. Бывает, что нужно его на подзарядку поставить, на десять-двенадцать часов.

Вот и в храм на Божественную литургию мы приходим за чистой энергией для нашей души, как бы на подзарядку нашего духовного "аккумулятора" становимся. Благодать Божия снисходит на нас. А в течение дня, когда читаем молитвы, делаем добрые дела, идет постоянная подпитка нашей души.

Купола храмов похожи на капли Божественной благодати, снисходящей на каждого человека, стоящего на службе. Правда, только на того, у кого душа очищена и способна принять эту благодать. А еще купола похожи на пламя горящей свечи - это наша любовь к Богу возносится. Сердца пламенеют к Богу чистым чувством сыновней любви. Люди стоят, молятся, но не все. Но Господь общую молитву принимает и оделяет, пусть в меньшей степени, и тех, кто пока не способен к молитве.

Рассказал этому водителю, что церковная молитва способна творить чудеса. Он мне говорит:

- Я все понял.

- Будешь, - говорю, - за рулем сидеть, всегда читай молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!" Начнешь ее с утра читать, душа "подзарядку" получит. И ты весь день проработаешь, не почувствуешь усталости, не будешь таким дерганым, нервным.

Для каждого человека ценно присутствовать на Божественной литургии, особенно в воскресный день и во все большие церковные праздники.

Во время Божественной литургии происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. Можно ли это как-то увидеть, или это тайна для всех?

Любой священник из практики знает, что многим людям открывается тайна Божественной литургии. Происходит преложение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь

Господни. Священники видят это своими глазами - так Господу угодно открыть Свою великую тайну.

Бывает так: священник помолился - и на Престоле появился Богомладенец. Что священник должен делать в это время? Молиться, просить у Господа, чтобы Он прикрыл Святые Тайны хлебом.

Так Господь открывает, что только в Православной церкви совершается Божественная литургия. Мир будет стоять до тех пор, пока совершается эта великая Безкровная Жертва, это Таинство. Сам Господь дает Своим детям Свои Тело и Кровь. Все причастники, вкусившие Святых Даров, становятся едины. В них течет одна кровь - Кровь Христова.

Открывает эту тайну Господь и мирянам. Одна женщина рассказывала:

- Я видела схождение Святаго Духа на Чашу во время евхаристического канона. Во время Литургии в праздник Преображения Господня готовилась к причастию, стояла рядом с открытыми Царскими вратами. Я стояла, молилась. И вдруг услышала шипение, как если бы зажгли пучок свечей. Взглянула в алтарь. Там стоял батюшка с поднятыми руками. Он молился над Престолом, над Святыми Дарами. Я увидела, как к Престолу летят белоголубые молнии. Все сверкало. У меня в душе появилась такая радость! Подумала: я вижу чудо Божие, Дух Святой.

Моя мама плохо слышит и поэтому считает, что ей безполезно ходить в церковь на службу. Подскажите, что необходимо для спасения глухих?

Ходить в церковь надо всем, даже тем, кто совсем не слышит. Почему? Потому что общая молитва Церкви низводит на всех, кто в храме, благодать Господню. Господь по молитвам одних дает общее Свое благословение. Священник служит в алтаре, читает особую светильничную молитву, чтобы Господь всех, кто находится в храме, помянул по имени, чтобы даровал им Свою благодать. Во время служения священник постоянно поворачивается к народу и произносит слова: "Благословение Господне на вас, Того благодатью и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь". В это время видимым образом через священника Сам Господь благословляет Своих детей.

Те, кто сидит дома, не ходит на церковные службы только потому, что не слышит, могут лишиться этой благодатной поддержки. Есть в храме и другие источники благодати: когда люди прикладываются к иконам, ко Кресту, к святым мощам. Можно подойти к священнику и попросить благословения - это тоже источник благодати Господней. Благолепие украшенного храма тоже несет душам приходящих святость Духа Христова. Благодать Божия разливается на весь храм.

Так что и слабослышащие люди, приходя в храм, прикасаются святости Божьего дома. Ведь на Престоле на Херувимах и Серафимах незримо восседает Сам Господь.

Самое главное, мыслию, сердцем быть с Богом. А то как бывает: человек хорошо слышит, а мыслями находится вне храма. Другой же, слабослышащий, постоянно пребывает в Боге.