О благодати

Почему в церкви не используют музыкальные инструменты, например, как орган у католиков?

Потому, что это излишне. Благодать Божия действует и наполняет душу. Тот, кто уже очистил сердце покаянием, чувствует, как благодать касается струн его души, у человека появляются слезы радости. Один святой человек так говорил о себе: "Когда я вхожу в храм и слышу пение и чтение Слова Божия - они проникают в мою душу - я погружаюсь в океан такой любви, что забываю, что нахожусь на службе. " Святогорец Серафим пишет: однажды он так натрудился, что пришел в свою келию и хотел прилечь отдохнуть, но тут позвонили в колокол, приглашая к службе: "Когда я пришел на службу, мне так тяжело было! А как только началась служба, я погрузился в такую милость Божию, что эта служба мигом прошла". Музыкальные инструменты для тех, кто живет без благодати и не знает, как эту благодать найти.

Душа по природе своей христианка, она требует благодати, живет ею. Словом Божиим, молитвой Иисусовой... Но если человек истины не знает, живет вне Церкви, тяжело ему, он пытается пустоту душевную спиртом, музыкой, наркотиками заполнить, но ничто ему не помогает...

Почему бывает так, что после церкви очень скоро уходит из души благодать, там приобретенная?

Может быть потому, что открыли форточку, и тепло вышло - языком поболтали и благодать потеряли. Святые отцы говорят, что если только косо на брата посмотрел - благодать отошла. А у нас какое там "косо посмотрел" - как резанем острым языком под самое сердце, рана долгое время кровоточит. А потом еще говорим о благодати! Да какая же там благодать? Надо постараться, дорогие братья и сестры, никогда не гневаться, не возмущаться, не раздражаться. А этому может научиться только тот человек, который обрел у Бога смирение, начав с послушания. И тогда легко станет жить, свободно и хорошо. Но само собой ничего не бывает. Обязательно должна быть борьба. Я одной матушке говорю: "Не жди, что все само по себе придет. Надо работать над собой, отсекать свою волю, страсти. Никого не осуждать и не возмущаться". Мы не чужие, мы все едины. Благодать Божия нас объединяет. Мы все составляем единое Тело Христово, а порознь мы члены Его, клеточки в Теле Христовом. Этим и богата Церковь, глава которой Сам Христос. И это великая милость Божия, что мы с вами являемся детьми Божиими. Ведь Господь не Ангелов, а нас назвал Своими детьми. Вот какое чудо! Господь призвал нас к вечной блаженной жизни, к вечной радости. Так что будем верны Господу, Он ведет нас чудесным путем. Сколько людей, столько в Царство Божие путей.

Как стяжать благодать?

Когда я был в Почаевской Лавре, видел там интересно устроенный монастырский двор. Он замкнут, покрыт квадратной крышей, и во двор дождь не попадает, вода стекает с крыши по трубам прямо в подземный колодец, построенный еще преподобным Иовом с братией. Вот, точно так же человек должен собирать по каплям благодать Божию в свой "колодец" - душу. Кому-то доброе слово сказать, кому-то не ответить на оскорбление, злом на зло. Болезнь нас прихватила - мы Бога благодарим да радуемся. И на нас сходит благодать. Попостились, усердно помолились - опять благодать сошла. Помогли ближнему, пожертвовали копеечку на храм... Пришло лето, плоды появились. По апостольским правилам первые плоды, собранные на участке, надо Господу отдать. Каким путем? Пришли в церковь, престарелой бабушке пожертвовали, в монастырь матушкам отдали - пусть помолятся о вашем здравии, соседка больная - ее угостили... Через руки таких людей Сам Господь принимает. И благодать Божия сходит. Прочитали Иисусову молитву со вниманием, с сердечным чувством и сокрушением - золотую "копеечку" в духовную копилку положили. Прочитали "Богородицу", "Отче наш", "Живый в помощи", "Да воскреснет Бог", Евангелие, Псалтырь,- так духовный наш клад и растет. Через эти молитвы, добрые дела, болезни, скорби, покаяние благодать Божия сходит на нас. Душа начинает радоваться. А радость, мир и покой нигде не найдешь, ни за какие деньги не купишь, они находятся только в руках Божиих, в Церкви Христовой.

Меня приглашают в "Церковь Живого Бога". Написано, что там люди освящаются Святым Духом и при этом получают дар исцелений. Приверженцы этой церкви говорят, что у них есть благодать, а в храме православном только стены. Что им можно ответить?

Святитель Феофан Затворник говорит, что благодать от Бога одна, но действие ее троякое. Есть благодать призывающая, есть обращающая, есть освящающая.

Конечно, Божия благодать всех призывает обратиться к вере. Христиане, составляющие разные конфессии (а этих конфессий около двадцати двух тысяч), откликнулись только на призыв Божией благодати, но дальше не пошли. Как пишет диакон А.Кураев, они подошли к порогу храма, заглянули в него, увидели, как там прекрасно, умилились и пошли всем рассказывать - проповедовать свою радость. Но все таинства, полнота веры Христовой остались для них неведомы.

Господь много церквей не создавал. Он создал только одну Церковь, только одну веру. А эти двадцать две тысячи сект созданы не Богом, а людьми, точнее, - человеческими страстями. Это не церкви, а общины людей. Спасения там нет, нет полноты благодати, только благодать призывающая, а она присутствует везде.

Только в Православной Церкви полнота благодати, потому что она основана Самим Спасителем, в ней идет покаяние, здесь совершаются таинства и люди духовно возрождаются.

Потому-то дьявол и старается склонить на сектантский путь многих людей. У нас в монастыре на праздник Рождества Христова сестры в трапезной ставили сценки на духовные темы. Отец Александр собрал сестер, овечек маленьких, несмышленых, и наставляет как не попасть в лапы серого волка. Взял веник и говорит:

- Попробуйте, сможете веник переломить?

Они попробовали, не получается.

- А по одному прутику сломать можно.

По палочке веник сломали.

- Вот и вы: если будете вместе дружно жить, благодать Господня будет с вами и никто не сможет вас победить, а разделитесь - волк вас похитит.

И дьявол рыкает, как лев, ищет, кого поглотить. Церковь всех сохраняет, потому мы должны быть единого духа. Нельзя разделяться. Всю Церковь дьявол не может одолеть, а по одному человеку - по прутику - может. Так он ведет борьбу против Бога. Надо хранить веру Православную. В ней единственное спасение, потому что Церковь - столп и утверждение Истины.